УКРАИНА

Топ-5 идей «нетрадиционного» приватного бизнеса

0

Топ-5 идей «нетрадиционного» приватного бизнеса

В Украине есть частные школы и больницы. На очереди - частные тюрьмы, кладбища и железные дороги

Частные тюрьмы

Тюрьма, которая находится не в государственной, а в частной собственности? Сама эта идея в наших широтах выглядит, мягко говоря, странно. В то же время в США частные тюрьмы – мощный и уверенно растущий бизнес с ежегодным оборотом в 22,7 миллиардов (!!!) долларов. При этом не стоит представлять частную тюрьму как некий курорт для VIP-зэков: ни по внешнему виду, ни по условиям содержания она не отличается от государственных.

Разница в другом: содержание заключенных в частном исправительном учреждении обходится бюджету значительно дешевле, чем в государственной тюрьме: экономия составляет от 5 до15%. Важно, что она отнюдь не за счет заключенных, а за счет сотрудников: «частник» не обязан предоставлять доплаты и поддерживать пенсионные программы, которые предусмотрены для государственных тюрем.

Доросла ли Украина до такого предпринимательства? По состоянию на сентябрь 2010 года в 141 исправительном учреждении отбывали наказание 111 тысяч человек. Да, частные тюрьмы и колонии могли бы решить проблему перенаселенности и антисанитарии для тысяч «обитателей зон». Но если в частной тюрьме будет «сидеться» комфортнее, чем в «обычной», общество никогда не согласится с такой несправедливостью. А если так же плохо – то зачем она нужна?

Частные кладбища

Казалось бы, идея последнего пристанища, которое находится в частной собственности, вполне логична – ведь есть же частные роддома и клиники. Но в мировой практике к этому вопросу относятся неоднозначно. Если сто лет назад и в Европе, и в Новом Свете частные кладбища были распространенным явлением, то сейчас муниципальные власти это, как правило, не приветствуют: опыт показал, что «приватизация» тянет за собой проблемы, связанные с землепользованием, благоустройством, и даже правом собственности на могилы.

А вот для постсоветского пространства частный кладбищенский бизнес мог бы стать эффективным решением проблемы «перенаселенности» муниципальных кладбищ. Тут подошел бы пример Британиии: в 1832 году парламент принял закон, стимулирующий открытие частных кладбищ за пределами Лондона, где до этого веками покойников «складировали» друг на друге на крохотных городских кладбищах. В результате возникло семь крупных загородных некрополей.

В Украине «загородные аналоги» киевского Байкового или львовского Лычаковского кладбищ практически наверняка стали бы коммерчески привлекательными. Но для воплощения этой бизнес-идеи в жизнь необходимо законодательное регламентирование всех вопросов, связанных с «приватными кладбищами» - от доступа посетителей на частную территорию до обеспечения сохранности могил через 50 или 100 лет.

Частные железные дороги

Сразу подчеркнем – речь идет не о таком распространенном явлении, как рельсовые пути, обслуживающие завод или комбинат, а именно о железной дороге, оказывающей транспортные услуги «для всех». В мире таких дорог сейчас немного: если изначально перевозки по «железке» развивал именно частный бизнес, то в современной экономике модель использования железнодорожного транспорта изменилась. Так, в США частные железные дороги могут обслуживать перевозки только компании-владельца, в Британии их роль сведена к «историческим» туристическим маршрутам.

Но есть и исключения. В Японии десятки частных компаний владеют железнодорожными линиями, оказывающими транспортные услуги в пригородах больших городов – как наши электрички. Длина веток небольшая (20-150 километров), а стоимость билетов, как правило, ниже, чем у государственного транспорта. Аналогичную сеть собирается развивать Индия: ее министерство транспорта в нынешнем году приняло программу стимулирования инвестиций в частные железные дороги.

В наших условиях можно было бы отдать в частные руки строительство линий, связывающих крупные города с аэропортами – в преддверии Евро-2012 это весьма актуально. Возможно, многострадальная ветка от аэропорта «Борисполь» до Киева, которую каждое новоназначенное правительство начинает проектировать с нуля, в этом случае была бы уже построена.

Частные канализации

В мире существуют три вида собственности на канализационные системы – индивидуальная (владелец дома - сам или с соседями), коммунальная (городские власти) и частная (водоканализационные компании). При этом «частники» успешно конкурируют с «коммунальщиками» - во многих городах Запада канализационные сети обслуживают именно они.

Причина проста: передав проблему избавления города от стоков на попечение частных фирм, муниципальные власти экономят усилия и средства. А иногда и деньги самих горожан: так, два года назад 200 тысяч километров английских канализационных труб были переданы из индивидуальной собственности домовладельцев в собственность «канализационных» фирм. До этого банальное засорение «местной» трубы, о владении которой хозяин дома мог и не подозревать, влетало ему в серьезные деньги. Теперь же это забота частных фирм, а оплата за нее включена в тариф на утилизацию отходов.

Что касается Украины, то передача отдельных сегментов канализационных сетей из коммунальной в частную собственность может стать весьма прибыльным бизнесом. По сравнению с отопительными или водопроводными сетями канализация намного проще в устройстве и обслуживании, а отключиться от нее и установить себе «индивидуальную канализацию» вряд ли кто-то решится – платить придется всем.

Частные свалки

С точки зрения украинских реалий создание частных полигонов для мусора – одновременно самый простой и самый сложный вопрос. Простой – потому что для его практического воплощения нужен всего-то более-менее подготовленный участок земли. А сложный потому, что «мусорный бизнес» может создать куда больше проблем, чем решить.

К примеру, самый эффективный метод зарабатывания денег на частных свалках придумала… итальянская мафия. Парни из сицилийской Коза-Ностры и неаполитанской «Каморры» сначала «пробивали» контракт с городом на утилизацию мусора, а потом банально сжигали отходы за городом или топили в море. Когда же власти пытались пресечь эту практику, бизнес-мафиози объявляли забастовку, и итальянские города начинали тонуть в горах мусора.

Не приходится сомневаться, что украинские предприниматели способны не только воспроизвести, но и творчески развить этот итальянский опыт. Логичным «предохранителем» от подобных намерений могло бы стать обязательное устройство на частном мусорном полигоне мощностей по сортировке и переработке отходов.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Иван Мельник

Теги:

Версия для печати
Загрузка...
Loading...
..

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus