Главная Новости Бизнес Уроки истории: как в Крыму построить Лас-Вегас
commentss НОВОСТИ Все новости

Уроки истории: как в Крыму построить Лас-Вегас

Инициатива властей построить новый «город-сад» в АРК заставила «Комментарии» вспомнить, как живут сегодня  в мире подобные проекты

16 декабря 2011, 13:55
Поделитесь публикацией:
Уроки истории: как в Крыму построить Лас-Вегас

Достройка объектов к Евро-2012 и неопределенность со сроками начала сооружения стадионов  к Олимпиаде-2020 заставляет неусидчивого вице-премьера Бориса Колесникова придумывать новые варианты применения своих талантов. Теперь Борис Викторович нашел выход в строительстве нового города. "В ближайшие 3,5 года, по сути дела, в районе Евпатории будет построен совершенно новый туристический город с несколькими тысячами гостиничных мест, что даст новые возможности инвесторам, которые хотят вкладывать деньги в развитие инфраструктур". Еще, кроме строительства нового почти мегаполиса, Колесников запланировал создать на полуострове два аэропорта. И все это будет "упаковано в новую спецпрограмму – программу развития полуострова как туристического центра страны".

Конечно, Борис Викторович поймал строительный кураж благодаря Евро-2012, когда можно было воздвигать туалеты по цене маленького Версаля. Но как-то так случилось, что идея Колесникова совпала во времени с инициативой грузинского президента Михаила Саакашвили. Лучший друг Виктора Ющенко, который сейчас называет своим лучшим другом Виктора Януковича, приказал строить на берегу Черного моря город Лазика, который через десять лет станет, по словам грузинского президента, вторым по населению после Тбилиси. "Этот проект очень важен для развития торговли и экономики, для решения социально-экономических задач, уже в будущем году на строительстве будут заняты несколько тысяч человек", — заявил Саакашвили. Правда, два года назад он уже обещал, что на черноморском побережье Грузии появится аналог египетского Шарм-ель-Шейх, но ничего путного из этого не получилось (будем верить – пока не получилось).

А ведь были в истории прецеденты, когда "на ровном месте" строились города, которые потом становились центрами туризма и госуправления. Наиболее знаковыми из них являются, безусловно, Лас-Вегас в Соединенных Штатах и Сан-Сити в Южно-Африканской республике.

 

Первый мегаполис вырос в пустыне Невада после Второй мировой войны, когда американцы поняли, что именно они сейчас правят миром. Второй проект реализовался в конце 70-ых годов прошлого века, когда африканеры-буры еще чувствовали в себе силы держать в узде чернокожее население. Лас-Вегасу в обозримом будущем ничто не угрожает: там еще довольно долго будут стучать об борт шестигранные кубики, крутиться рулетка и "Блэк Джек" не станет улыбаться заезжим туристам, а исключительно местному крупье. А вот с Сан-Сити сложнее: город, который строили для белых, попал в руки черных.

Новую столицу Бразилии город Бразилиа построили всего за три года. С высоты птичьего полета город, куда должны были переехать (и переехали) основные министерства страны, напоминает самолет. Проспекты его широки и удобны, небоскребы, правда, высоки и не очень необходимы.

Дело в том, что для строительства нового города "сватали" строителей со всей страны с надеждой, что часть их (респектабельная) осядет в Бразилиа, а остальные (нереспектабельные) вернутся на исходные позиции. Наиболее точно результаты строительства описал Джеймс Скотт в своей книге "С точки зрения государства: о том, как совершенные схемы улучшения человеческого существования терпели провал". Автор исследования не мизантроп, он просто все это видел, и сделал следующий вывод: "Чернорабочие, которые в ускоренном темпе возводили город и  по окончании строительства должны были его покинуть, постепенно оседали вместе с семьями на прилегающей земле. В результате к 1980 году 75% населения Бразилиа жило в поселениях, появление которых вовсе не было запланировано, а в запланированном городе проживало меньше половины проектируемого населения  — по преимуществу обеспеченные госслужащие. Таким образом, вместо образцового города, населенного "истинными бразильцами", возникло пространственное разделение города по социальному признаку: бедные жили на окраинах и вынуждены были ездить на работу в центр, состоятельные жили и работали в центре, а очень богатые строили себе виллы с садами за пределами Бразилиа, копируя тот образ жизни, который был исконно присущ бразильцам с данным уровнем доходов".

На такие градостроительные страсти Борису Колесникову не стоит обращать внимание. Лучше посмотреть в сторону России, где, например, в глухой прикаспийской степи тихая столица калмыцкой автономии Элиста была превращена ее бывшим президентом Кирсаном Илюмжиновым в настоящие Нью-Васюки.

 

Кстати, население Элисты – чуть более 100 тысяч человек. Но это не помешало Илюмжинову застроить центр города небоскребами. А вот любовь прикаспийского президента к шахматам вылилась не только в организацию и проведения различных турниров (в том числе и международного уровня), но и сооружению памятника самому известному шахматисту в мире – Остапу Бендеру. Он, кстати, ничем не мешает статуе Будды-Шакьямуни, которая находится неподалеку.

Еще более эффектным городом "из ничего" стал Ханты-Мансийск. Город начали переделывать в 2008 году по указке местного губернатора Александра Филипенко. Построено достаточно много суперсовременных зданий, которые для местного населения, составляющего около восьмидесяти тысяч жителей, интересны, как пингвину мартеновская печь. Впрочем, местные говорят, что, кроме центра "потемкинской деревни", где проводятся солидные саммиты, можно было бы немножко дать газа для "балок" (вагончиков), где многие из них до сих пор обретаются при температуре минус сорок.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Юрий Цвях
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!