"Кофейни на колесах" заставят платить за газ

Чиновники нашли способ, как повысить цены на уличный кофе

В среду Госслужба горного надзора и промышленной безопасности (Госгорпромнадзор) обнародовала информацию о том, что не выдала ни единого разрешения на эксплуатацию автокофеен. При этом сами "кофейни на колесах", подчеркивалось в сообщении, потенциально опасны для прохожих ввиду наличия баллона со сжиженным газом.

"Владельцы мобильных станций эспрессо, использующие импортное оборудование, в соответствии с действующим украинским законодательством, должны иметь на него выводы экспертизы и разрешение Госгорпромнадзора на эксплуатацию установки с пропан-бутаном, а персонал – пройти обучение по охране труда", – заявили в надзорном органе. В нем также подчеркнули, что территориальные органы ведомства начали проверки автокофеен на наличие всех необходимых разрешительных документов. Все это уже в самое ближайшее время может привести к удорожанию среднего чека за кофе на улицах в связи с новыми "составляющими" затрат собственника.

В принципе, законодательство четко определяет, что затраты, связанные с экспертизой товаров на качество, финансируются за счет государственного органа надзора. Да и на сайте самого Госгорпромнадзора отмечается, что получение разрешения на работу с машиной, оборудованной газовым баллоном, является бесплатной услугой. При этом, планы госслужбы резко расходятся с мнением членов Кабмина о возможностях бюджета. Так, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунальных услуг Анатолий Близнюк уже подготовил проект закона, которым предлагает разрешить осуществлять экспертизы за счет заявителя. И именно по причине скудности государственной казны.

Другое дело, что киевские чиновники наконец обратили внимание на внушительный рынок, где только одна кофейня имеет минимум 1000 грн. дневной выручки, о чем можно убедиться просмотрев свежие объявления в интернете о продаже автокофеен. "Переоборудование фургона стоит от $5 тыс. до $10 тыс. Причем окупается эта сумма за полгода-год. В день с машины продается 100-150 стаканов в среднем по 9 грн. каждый", – в свою очередь рассказал "Комментариям" владелец автокофейни, киевлянин Сергей.

При этом он не строит особых иллюзий касательно мотивации чиновников. По утверждению Сергея, в ведомстве до последнего времени просто не могли определиться с конкретными требованиями к предпринимателям. "По большому счету, в этой ситуации виноваты не предприниматели. Если бы раньше были четко прописанные правила, – какие конкретно шаги необходимы сделать предпринимателю, – собственники автокофеен не тянули бы с разрешительными процедурами. А Госгорпромнадзор буквально в ноябре принял постановление, касающиеся функционирования оборудования повышенной безопасности. Но непосредственного упоминания автокофеен там нет. Я лично звонил в госслужбу за уточнениями, однако в разговоре со мной ограничились общими фразами об экспертизе, а потом и вовсе перешли на то, что в местах скопления людей такую деятельность вести в принципе нельзя. Я считаю, что за этим стоит желание отдельных чиновников получить, скажем так, дополнительные "дивиденды", – утверждает Сергей.

Как бы там не было месяц назад, но сейчас, видимо, чиновники уже определились с форматом работы и прямо заявляют о необходимости экспертизы именно газовой установки. И если исчезновение с улиц примелькавшихся фургончиков с горячим напитком маловероятно, то о том, что в цену обязательно заложат "затраты" на общение с Госгорпромнадзором – сомневаться не приходиться.