Большинство банков страны объединились

Банкиры уходят в новую ассоциацию для работы над стратегией в посткризисный период и укрепления позиций отрасли

Большинство банков-участников Ассоциации украинских банков (АУБ), по неофициальной информации, готовы покинуть организацию из – за непрекращающихся скандалов с ее участием. При этом банки обсуждают возможность вступления в альтернативную организацию – Независимую Ассоциацию банков Украины (НАБУ), которая была презентована общественности в ноябре 2011 года.

Подробности происходящего рассказали непосредственные участники событий, которые упрекают АУБ в испорченных отношениями с регулятором и отсутствии диалога между участниками. 

"В 2011 году мы поняли, что АУБ в качестве банковского лоббиста изжила себя. Согласитесь, никто не будет считаться с организацией, участники которой не собираются и не обсуждают разнообразные проблемы, которые возникают в нашей работе: суды, недобросовестные заемщики, новые финансовые инструменты. Последний съезд в июне не состоялся, заседания Совета АУБ тоже не проводятся. В этой ситуации сменить руководство ассоциации тоже нет никакой возможности", – поделился впечатлениями Юрий Яременко, исполнительный директор НАБУ, председатель правления ПАО банк "Старокиевский".

"Банковский сектор сейчас  нуждается в перемирии, спокойной работе над стратегией в посткризисный период. Надо понять, как финсектор будет выглядеть через 5-7 лет", – продолжает финансист. "Но где все эти вопросы обсуждать, если менеджмент АУБ  сильно отвлечен на критику действующей власти? У меня это вызывает сильное неудовлетворение", – говорит банкир.

Известно также, что в число наиболее последовательных критиков АУБ уже давно входят банки с иностранным капиталом. Поводом для ссоры послужило заявление Президента АУБ Александра Сугуняко, во время кризиса о  нецелесообразности рефинансирования банков с иностранным капиталом. В этой ситуации "иностранцы" логически задались вопросом, а стоит ли вообще тратиться на поддержку такой Ассоциации? "Получилось по-дурацки: с одной стороны, мы платим взносы в организацию, и немалые, с другой – она предлагает нас лишить тех прав, которые имеют другие ее участники", – заметил Борис Тимонькин, председатель совета НАБУ и глава правления "Укрсоцбанка".

Еще один вопрос – необходимость конструктивного и постоянного диалога с НБУ, Верховной Радой, налоговой администрацией и другими фискальными органами для обсуждения наболевших тем.  Вместо этого, по мнению опрошенных, в течение последнего года банковский сектор сотрясали непривычные для этой среды суды и публичные разбирательства. Так, вначале года конфликт спровоцировал иск АУБ к регулятору об отмене некоторых положений постановления НБУ №273 об увеличении регулятивного капитала банков до 120 и 180 млн. грн. (в зависимости вида операций) до 1 января 2012 года. Апелляционный суд АУБ предсказуемо проиграла.

На фоне заявлений АУБ о готовности к диалогу с НБУ по этому вопросу, в конце прошлого года, глава Совета ассоциации, народный депутат Станислав Аржевитин зарегистрировал в парламенте законопроект, продлевающий срок увеличения регулятивного капитала банков до 2014 года.   И дело даже не в финансово-экономической составляющей данного вопроса, а в том что уже практически все действующие банки, за исключением четырех, нарастили указанный капитал. Нагнетание страстей АУБ оказалось надуманным и неактуальным, да еще бросает тень на всю банковскую систему, которая якобы неспособна идти в ногу со своими европейскими колегами, наращивая капитал.

В конце сентября прошлого года у большинства финансовых аналитиков складывалось впечатление, что стороны никогда не договорятся по вопросу "паспортизации" валютообмена. В руководстве АУБ были уверены, что проверки паспортов в этом случае быть не должно, поскольку это породит "теневой" валютный рынок. Банкиры, надо сказать, поначалу тоже были не в восторге от этой инициативы, однако позднее изменили свою позицию. Как пояснил в одном из интервью крупнейший участник АУБ, предправления ПАО "Приватбанка" Александр Дубилет, "когда мы начали разбираться, оказалось, что количество операций в банке возросло". Скорее, по его мнению, есть проблема с недобросовестными сотрудниками банка, которые занимаются этими операциями, непроводя их по балансу. "Ну, и еще есть миф, что налоговая инспекция бегает, охотится за теми, кто деньги меняет, но это – вымысел", - добавил банкир.

"Или же давайте обратимся к вопросу об идентификации банками своих клиентов", - предлагает Вадим Пушкарев, член совета НАБУ, председатель правления ПАО "ВТБ Банк". Президент АУБ заявил, что ему это не нравится, информация, которую собрали банки о своих клиентах может быть использована для давления. "В моем понимании, это – международная практика. Поэтому возникает вопрос: если главе ассоциации не нравится то, чем занимаются его участники, - пусть подает в отставку и уходит", – констатировал финансист.

Наконец, последний пункт озвученных к АУБ претензий – это нарушение незыблемого банковского правила о том, что "деньги любят тишину". Вместо этого руководство Ассоциации постоянно высказывает свое личное мнение, не координируя свою позицию с остальными членами организации.

 "Если раньше мы волновались о том, что позиция банков не звучит публично. Теперь мы беспокоимся о том, чтобы позиция АУБ не навредила тому компромиссу, который наметился в отношениях между банками и регулятором.  Дошло до того, что Сугуняко прогнозирует крах гривны, основываясь, мягко говоря на неадекватных данных и не задумываясь о последствиях таких высказываний в сложное время. Все-таки, в банковском бизнесе нужно быть более осторожным в комментариях", - отмечает Игорь Юшко, председатель правления АО "Сбербанк России" (Украина).

Но если непримиримость разногласий банков с АУБ –  состоявшийся факт, то на вопрос: "что делать дальше?", ответ еще предстоит найти. Как признался Игорь Юшко, самое главное сейчас – это наладить коммуникацию между банкирами. Какова бы не была дальнейшая судьба АУБ, спорные вопросы все равно остаются.