Специалисты: позиции "Индара" пытаются захватить транснациональные компании

31 января киевский апелляционный хозяйственный суд поставил юридическую точку  в деле о захвате государственного предприятия ЗАТ «Индар»  -  незаконно отчужденные 70,7% акций  будут возвращены государству. Однако специалисты считают, что это только первый шаг в решении проблемы сохранения украинского инсулина и обеспечения им десятков тысяч украинцев. Как утверждают фармацевты, теперь необходимо вернуть на завод более 100  специалистов и руководителей, которые покинули предприятия после его захвата

"Я думаю, что как только выполнится решение суда, мы поучаствуем в этом как работодатели, дадим свое видение этого процесса", сообщил "Комментариям" президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Валерий Печаев.

По его мнению, на завод нужно вернуть команду Алексея Лазарева, который руководил "Индаром" до июля 2011 года. Если в кратчайший срок государство не возьмет управление в свои руки и ученые не вернутся на завод - Украина рискует потерять свое производство, у которого есть огромный рынок сбыта.

Конечно, решать кадровый вопрос Министерству охраны здоровья.  Вместе с тем, нужно принять во внимание, что именно под руководством профессора Лазарева в 90-х украинские ученые разрабатывали уникальную технологию выпуска отечественного препарата, и он стоял у истоков ЗАО "Индар". Результат – высококачественное лекарство, доступное по цене и международное признание. 

"Лазарев приложил огромную работу, чтобы доказать, что его инсулины не хуже импортных. До захвата претензий к инсулину "Индара" не было со стороны больных", - отметил в недавнем интервью "УНИАН" заведующий организационно-методическим отделом Института эндокринологии и обмена веществ им. В.П. Комиссаренко Национальной академии медицинских наук Украины (НАМНУ), кандидат медицинских наук Анатолий Чернобров.  

Сегодня у нас есть предприятие полного цикла, одно из четырех в мире, способных выпускать собственную субстанцию (сырье) для производства инсулина. Но для людей, захвативших "Индар" полгода назад, этот факт показался несущественным – они начали закупку субстанции за рубежом, в частности, заключив контракт с польской фирмой "Биотон". Таким образом, возникла проблема с качеством препарата, так как производство препаратов из импортной субстанции требует проведение дополнительных доклинических и клинических испытаний, а выпуск препарат без этой процедуры серьезная угроза для жизни диабетиков. 

"Если бы украинская субстанция была не качественной, у нас бы ее не покупала Бразилия, которая в вопросе качества лекарств ничем не уступает Европе, и не просила бы технологию. Они (бразильские специалисты – ред.) присутствовали на каждой стадии производства и получения продукта. У нас нормальный качественный состав. Были нарекания  - но это все провоцируют транснациональные корпорации. Конечно, им невыгодно чтобы мы что-то сами делали, лучше, чтобы покупали у них", - констатирует Валерий Печаев.

Управляющий собственник может руководить заводом на свое усмотрение. Если вовремя не восстановить процессы, а продолжать следовать политике захватчиков - завод может быть продан одной из трех транснациональных компаний, которая будет поставлять на него свое сырье.

В этом случае "Индар" превратится в фасовочную фабрику, которая не выпускает собственный продукт. Прежде всего, это серьезная угроза здоровью тех больных диабетом, которые привыкли к украинскому инсулину. Препарат иного происхождения им может просто не подойти. А с экономической точки зрения – это потеря огромного рынка сбыта внутри страны, не говоря уже о внешних рынках.


В дальнейшем это грозит уникальному заводу банкротством и полным переходом страны на дорогостоящие поставки инсулина из-за рубежа.  Яркий пример – ситуация в Российской Федерации, где пять (!) инсулиновых заводов остановлены. А цена на инсулин в России - одна из самых высоких в мире.

Другой пример - 2008 год, мировой финансовый кризис. Греция официально обращается к одному из мировых производителей инсулина с просьбой снизить цену на препарат – и получает отказ. То же самое будет и в Украине, если мы откажемся от полного цикла производства на "Индаре", утратим независимость.  

Украина уже не сможет влиять на ценовую политику, она будет формироваться из-за границы. Пропадут рычаги влияния – вырастут цены. 

Если же государство сможет сохранить уникальное производство, вернув на завод эффективный менеджмент, который основал и развивал предприятие - Украина станет серьезным игроком на мировом рынке инсулина. 

"Конечно, если бы Лазарев вернулся - он бы это все восстановил. Он хороший менеджер, и сам владеет всеми процессами", - считает Чернобров. 

Миллионы бюджетных средств будут сэкономлены благодаря наличию своего производителя, независимого от транснациональных компаний. Больные гарантировано будут обеспечиваться инсулином, а это тысячи и тысячи жизней украинцев.