Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Четверг, 9 февраля прошел для большинства украинцев буднично и в "штатном режиме". Мало кто уже помнит, что именно эта дата является важной на пути Украины к самостоятельности. Именно в этот день ровно 28 лет назад умер не просто Генеральный секретарь ЦК КПСС, а человек, который олицетворял для многих граждан СССР самое страшное слово – КГБ. По крайней мере для тех, кто помнит себя в начале 80-х. Речь идет о Юрии Владимировиче Андропове.
После развала СССР многие записные компартийные "историки" и "политологи" рьяно стали доказывать, что именно Андропов стал предтечей горбачевской перестройки, заложив честное отношение к труду и "капиталу", коим в то время являлась советская власть…
Многие и сейчас в это верят, поскольку этот миф получил мощную поддержку в соседнем с нами государстве. В России имидж "эффективного государственного менеджера" активно создает себе выходец из "гнезда" Андропова – Владимир Владимирович Путин.

Но, как говорится, дурной пример заразителен. Если посмотреть на действия первых лиц Украины, то складывается впечатление, что некоторым из них давно хочется примерить на себя не только многозвездный пиджак "дорогого Леонида Ильича", но и ауру "реформатора" Андропова. Забывая при этом, что все вторичное, согласно канонам классики, является фарсом.
На первый взгляд, "закручивание гаек" по методам Юрия Владимировича и "крестовый поход" против коррупции, провозглашенный властью, может показаться эффектным и эффективным шагом. Но живые воспоминания о краткосрочной эпохе правления Андропова позволяют реконструировать совсем события и обстоятельства.
Сейчас уже очевидно, что вся шумиха вокруг громких антикоррупционных разоблачений в высших эшелонах власти (как-то "хлопковые приписки" в Узбекистане, дело министра МВД Николая Щелкова, дело бессменного секретаря Президиума ВС СССР Михаила Георгадзе и присных) – была лишь завесой для смены политических элит. Цель этих процессов – вышибить с "олимпа" тех, кто попал туда во времена Леонида Брежнева. Никакой более глубокой идеи или стратегической цели вся это криминально-политическая возня не имела.
Например, лидер одной из самых коррумпированных республик СССР Гейдар Алиев при Андропове, в отличие от своих узбекских товарищей, совершил головокружительную карьеру. Он стал не только членом Политбюро ЦК КПСС, но и занял пост Первого заместителя Председателя Совета министров СССР. И все только потому, что в 1966-1969 годах он возглавлял азербайджанский филиал КГБ. Именно тогда, когда сам Юрий Владимирович расставлял кадры на такие важные посты. Потому вопрос о коррупции в окружении "лидера" даже не возникал. Это же все свои.
А вот представители "прошлой власти" (как у нас принято говорить – "поперэдныки"), буквально умылись при Андропове горькими слезами и кровью. Невольно напрашивается аналогия с сегодняшними действиями по отношению к политическим оппонентам. Хорошо еще, если в прошлые времена "оппозиционеры" отделывались огромными тюремными сроками, но кое-кому от судей Андропова достались и "вышки" (как раскрученный ныне в кино директор московского элитного гастронома Юрий Соколов). А некоторые оппоненты Юрия Владимировича добровольно распрощались с жизнью (как выше упомянутые Щелков и Георгадзе, которые застрелились). Так что нынешние времена можно называть либеральными по сравнению со сталинско-андроповскими.
Но все подобные разборки, как всегда, мало затрагивают бытовые нужды рядового гражданина. Потому попробую вспомнить и честно рассказать о том, чем лично мне нынешняя власть напоминает краткосрочную эпоху Андропова.
В те времена я был студентом одного из вузов Донецка. Практически все наши учебные корпуса находились в самом центре города и на переменах между парами (а это 35 минут) мы ходили в ближайшие гастрономы и кафетерии перекусить. И с какого-то момента начался ежедневный забавный квест – в заведение врывались два-три милиционера в окружении десятка "народных дружинников" и от каждого присутствующего требовали предъявить документ, удостоверяющий, что именно в это время у него есть право не быть на работе. Больничный лист, справку от мастера цеха или что-то вроде этого… Нас спасал студенческий билет, но не все были студентами, а потому большинству приходилось отправляться в околоток, и там доказывать, что они работают во вторую, третью смену или еще что-то… Забота о трудовой дисциплине и повышении производительности труда при Андропове была поставлена на небывалую высоту. Кстати, эту высоту ныне пытается взять премьер-министр Николай Азаров, искренне не понимающий, почему за официальную зарплату никто не хочет работать и повышать производительность труда, а что еще более возмутительно – никто у себя под окнами на газоне не выращивает капусту.

Кстати, при Андропове облавы в первой половине дня устраивались не только в магазинах и забегаловках… Утренние сеансы в кинотеатрах тоже прерывались на половине фильма, и та же спецбригада шмонала зрителей на предмет уважительной причины отсутствия на трудовой вахте. Правда, точно знаю, что парки и скверы милиция с дружинниками не окружали. Потому все забулдыги спокойно на детских площадках распивали им положенное, не опасаясь быть причисленными к сонму тунеядцев.

Все происходящее тогда было настолько нереальным и ирреальным, что даже не возникало желания сопротивляться этому. Существовала "детская" уверенность, что так не должно быть, и это само собой исчезнет как дурной сон. Стоит только проснуться…
Напрашивается еще одна аналогия. В те времена злобный империалистический ястреб Рональд Рейган провозгласил, что главной ценностью западных демократий является соблюдение прав человека, и для этого он придумал себе продвинутую "игрушку"СОИ-2, в просторечии известную как "звездные войны". Параллельно вводились все мыслимые и немыслимые международные санкции против страны Советов. Но великий и могучий СССР не мог не ответить адекватно. Тональность и риторика всех совкомпартийных СМИ была в то время угрожающе жесткой и агрессивной. По крайней мере, у меня тогда сформировалось определенно четкое понимание, что мы стоим на пороге очередной мировой войны. Такого ощущения не было ни при Брежневе, ни при Черненко, ни при Горбачеве… А вот при Андропове точно было – мы окружены врагами, которые нам угрожают, но мы их всех пошлем на три буквы…
Вот это дежа вю и не дает мне покоя… Сегодня Украина называет себя европейской современной страной, которая идет по пути улучшение инвестиционного климата, судебной системы и налогового законодательства. Вот только в мире этого, почему то, не понимают. И как в начале 80-хх годов при Андропове, снова нам грозят санкциями.
Фото: www.my-ussr.ru, http://seance.ru
Новости партнеров