"Сумыхимпром": приватизация под вопросом
Проблемный «Сумыхимпром» пока никто не рвется покупать
18 июля Фонд госимущества Украины повторно попробует реализовать на Восточно-Европейской фондовой бирже пятипроцентный пакет акций Публичного акционерного общества "Сумыхимпром" за 21,734 млн. грн. Планировалось, что этот пакет будет продан на той же площадке 11 июля. Но торги не состоялись ввиду отсутствия заявок.
Похоже, ожидания Фонда от результатов полной приватизации на 100% принадлежащего государству ПАО "Сумыхимпром" оказались явно завышены. Кроме того, излишне оптимистично выглядят намерения ФГИУ провести полное разгосударствление предприятия уже в этом году.
Напомним, что Фонд госимущества приказом от 3 января 2013 года включил "Сумыхимпром" в перечень объектов, которые должны быть подготовлены к продаже в 2013 году. По прогнозам ФГИУ, в результате приватизации в бюджет должно поступить 434,7 млн. грн. При этом 100% акций (1,7 млрд. штук) планировалось выставить на продажу тремя пакетами: двумя малыми, и одним большим. 2,25% акций предназначались для реализации по льготной цене работникам "Сумыхимпром" и другим лицам, имеющим право на льготное приобретение акций предприятия. 5% акций ФГИУ решил реализовать на биржевом аукционе. В качестве торговой площадки была выбрана Восточно-Европейская фондовая биржа. Соответствующее решение содержится в Едином плане-графике продажи в 2013 году объектов групп В и Г на конкурсах на биржевых торгах, утвержденном распоряжением ФГИУ №825 от 12 июня 2013 года.
Эти торги, по замыслу, должны были стать своеобразной репетицией реализации главного пакета акций. Согласно планам ФГИУ, в II-IV кварталах 2013 года должен был состояться открытый конкурс по продаже 92,75% акций ПАО "Сумыхимпром". Продажа пятипроцентного пакета должна была показать реальную привлекательность объекта, позволить оценить адекватность ценового требования ФГИУ и очертить круг претендентов на приобретение главного пакета акций.
Но, ввиду отсутствия заявок, поставленные задачи выполнены не были. Скорее всего, и вторая попытка ФГИУ окажется безрезультатной. Тем самым, Фонд ставит под вопрос выполнение собственных планов по приватизации ПАО "Сумыхимпром" в этом году.
Собственно, именно такой сценарий развития событий можно было предполагать, учитывая тот факт, что "Сумыхимпром" - предприятие, имеющее целый ряд проблем, существенно влияющих на его привлекательность как приватизационного объекта. Например, публично озвученные ФГИУ надежды на то, что осуществляющаяся в отношении "Сумыхимпром" процедура банкротства (об этом – ниже) не повлияет на биржевые торги, не оправдались.
Впрочем, есть смысл рассказать подробнее об объекте, от продажи которого во многом зависит выполнение (или невыполнение) плана по приватизации на 2013 год. ПАО "Сумыхимпром" – энергохимический комплекс, специализирующийся на выпуске двуокиси титана, серной кислоты, желтых и красных железоокисных пигментов, сложных минеральных удобрений и коагулянта для очистки воды.
Промышленная площадка предприятия занимает 226 гектаров. В состав предприятия входят: 11 основных цехов, 20 вспомогательных цехов, 7 подразделений непромышленной группы (комбинат общественного питания, санаторий-профилакторий и др.).По данным УНИАН, в 2012 году "Сумыхимпром" сократило выпуск двуокиси титана на 12,8% – до 39,309 тыс. тонн, тогда как производство минеральных удобрений возросло на 1% – до 372,659 тыс. тонн. Чистый доход предприятия в 2012 году уменьшился по сравнению с 2011 годом на 0,9% и составил 2,9 млрд. грн. При этом чистый убыток вырос в 80,5 раз (на 207,2 млн. грн.) и составил 209,811 млн. грн.
Решение государства приватизировать "Сумыхимпром" - логичный шаг в отношении предприятия, которое переживает очевидный производственный и финансовый кризис. В то же время, именно фактор кризиса заставляет усомниться в том, что Фонду госимущества удастся выручить запланированную сумму от продажи объекта.
Нельзя сказать, что на рынке полностью отсутствует интерес к "Сумыхимпром". Интерес отсутствует, скорее, к озвученной ФГИУ цене – 434,7 млн. грн. Цена действительно выглядит завышенной в свете проблем, с которыми сталкивается предприятие. В частности, негативно влияют на инвестиционную привлекательность ПАО "Сумыхимпром" многие факторы.
Во-первых, предприятие – банкрот. Процедура банкротства была начата Хозяйственным судом Сумской области в конце января 2012 года. А 30 октября прошлого года этот же суд вынес постановление о начале процедуры санации в отношении "Сумыхимпром". Срок санации – один год. Управляет санацией компания OstChem – главный кредитор химического гиганта. Попытка "Сумыхимпром" оспорить часть долгов оказалась неудачной. 12 июня этого года все тот же Хозяйственный суд Сумской области отказал предприятию в удовлетворении иска к ПАО "Всеукраинский Акционерный Банк" (Киев) о признании недействительным кредитного договора от 28 августа 2008 г.По данным "Forbes Украина", общий размер кредиторской задолженности "Сумыхимпром" превышает 1 млрд. грн. Во-вторых, предприятие снижает объемы производства. Газета "Капитал", со ссылкой на источник на предприятии утверждает, что по итогам 2013 г. суммарный объем продаж удобрений сумского завода не превысит 210 тыс. т, что вполовину меньше его потенциала: "При мощностях 3,6-3,8 тыс. т. в месяц производственная загрузка завода в настоящий момент не превышает 3,1-3,3 тыс. т.".
Кроме того, в последнее время на украинский рынок вышли конкуренты сумских химиков – Белорусская калийная компания (БКК). Белорусы пошли на значительное снижение цены на хлористый калий – на € 15 за тонну. "Теперь самый дорогой калий в Украину будет поставляться по € 305 за т. Это значит, что средняя цена в июне может составить 4150-4250 грн за мешок с доставкой", - заявил упомянутому "Капиталу" руководитель ИК "Инфоиндустрия" Дмитрий Гордейчук.
По мнению экспертов, пойти на такой шаг БКК заставила позиция Китая, который снижает закупки белорусской продукции. В ответ, белорусы ищут альтернативные рынки. И украинский – один из них. Для белорусских производителей кризис "Сумыхимпром" - это шанс закрепиться на украинском рынке.
В целом, "Сумыхимпром" - предприятие, зависимое от импорта. Оно вынуждено покупать практически все сырье, и в первую очередь, природный газ, на внешних рынках. А это приводит к увеличению себестоимости продукции и, соответственно, не дает пространства для гибкой ценовой политики.
Очевидно, что без государственной поддержки рассчитывать на возрождение "Сумыхимпром" не приходится. Даже в случае прихода на предприятие частного инвестора. В условиях, когда на рынок выходит экспортная продукция, главное конкурентное преимущество которой – цена, Украина рискует отдать внутренний рынок минеральных удобрений производителям из смежных стран, готовым предложить украинскому потребителю более дешевую продукцию.
Все это, естественно, крайне негативно сказывается на перспективах успешной приватизации "Сумыхимпром". Тем не менее, однозначно говорить о том, что предприятие ожидает крах, не приходится. Более того, все еще сохраняются шансы на то, Фонду госимущества удастся продать "Сумыхимпром" еще в этом году.
Другое дело, что государству, видимо, все-таки придется пойти на снижение цены. В противном случае, кризисные явления на "Сумыхимпром" и украинском рынке химической продукции получат развитие. Фонду госимущества придется выбирать: или настаивать на высокой цене объекта и дожидаться покупателя, или начать адресный поиск инвестора, готового не только заплатить высокую цену, но и взять на себя определенные инвестиционные обязательства, гарантирующие возрождение предприятия.
В идеале, идеологию поиска такого инвестора должна сформировать государственная программа поддержки химической отрасли, которая защитила бы стратегические интересы государства, а также создала выгодные как для производителей, так и для потребителей, условия функционирования рынка. Только при выполнении этих условий возможна не просто продажа "Сумыхимпром", а спасение предприятия и отрасли. Даже если ФГИУ не удастся получить желаемую сумму в ходе приватизации, работающее предприятие со временем компенсирует сегодняшние потери за счет выплаты налогов. Которые, естественно, будут тем выше, чем полнее будет загружен завод. В противном случае, Украина потеряет мощное предприятие и отдаст внутренний рынок импортерам.