Что заработали на грузах, потратили на пассажиров, - эксперт

Железная дорога перекрывает затраты на пассажирский сектор прибылью в грузовом, однако из-за падения объемов перевозок возможности Укрзализныци наполнять бюджет сокращаются

Такое мнение выразил аналитик портала "Транспортный бизнес" Александр Арбузов, комментируя сообщение о финансовых показателях украинских железных дорог в первом полугодии 2013 года.

"Прибыль Укрзализныци зависит от тех грузов, которые ей предъявляют к перевозке. В первом полугодии 2013 года железные дороги сократили объем перевозок на 7,1%. Экономика все еще в кризисе, сокращаются объемы производства в строительстве, металлургии и машиностроении. Грузов больше не становится, а российский транзит уходит в свои порты. Если падает грузопоток, а задачунаполнять госбюджет никто не отменял, то надо либо повышать тарифы, либо индексировать уже сформированные расценки хоть на уровень инфляции", - говорит Александр Арбузов.

Как известно, наибольшей прибыли по итогам первого полугодия добилась Одесская железная дорога - 58,341 млн. грн. Аналогичный показатель Юго-Западной железной дороги составил 31,448 млн. грн. Донецкая железная дорога закончила полугодие с чистой прибылью в 3,743 млн грн. ЮЖД заработала 1,996 млн. грн., а Приднепровская - 759 тыс. грн. При этом отсутствие в этом списке, например, Львовской железной дороги эксперт объясняет падением транзита ежегодно на 15-20% и более, тогда как доходная часть ЛЖД во многом зависит от перевозки грузов в Польшу, Венгрию.

По словам Арбузова, пассажироперевозки нерентабельны во многих странах, и затраты на этот сектор покрываются за счет местных, государственных или федеральных бюджетов. "Наше государство приняло на себя социальные обязательства, обозначило перечень льготников, особенно в пригородном сообщении, и переложило это бремя на Укрзализныци. Железная дорога перекрывает затраты на пассажирский сектор - прибылью в грузовом. Но, в конечном счете, эти дотации ложатся на промышленность, которая оплачивает грузоперевозку. Получается, что заработали на грузах, то потратили на пассажиров.Поэтому при реформировании отрасли нужно разделить финансовыйфактаж перевозок в грузовом и пассажирском секторах. Тогда можно будет увидеть реальную экономику по каждому составу, сколько чего израсходуется при перевозке грузов. Это очень большая работа, требующая плановых усилий не один год", - заключил Арбузов.

Как сообщалось ранее, убытки Укрзализныци от пассажирских перевозок в первом полугодии 2013 года составляют около 3,5 млрд грн. При этом железная дорога за собственные средства реализовывает программу развития скоростного движения, модернизирует инфраструктуру, выплачивает кредиты и ремонтирует вокзалы.