Рекордный урожай принес аграриям убытки

Объем экспорта в тоннах растет быстрее выручки

Непростой рекорд

На прошлой неделе украинские аграрии закончили уборку рекордного в истории Украины урожая зерновых объемом 63,4 млн тонн. По последнему прогнозу Минсельхоза США, объем отечественного экспорта в 2013/2014 году составит 31 млн тонн, что также является наибольшим значением за все годы независимости.

Впрочем, этот год для аграриев запомнится не рекордом, а экономическими трудностями: необычайно высокий урожай во всем Северном полушарии обвалил мировые цены на зерно. В особенности упали цены на кукурузу, доля которой в экспорте, по данным консалтинговой компании "ААА", в этом году возрастет до 60%.

И если объемы экспорта в тоннах, по данным Минагрополитики, за первые три месяца 2013/2014 маркетингового года (июль-сентябрь) превысили аналогичные показатели 2012/2013 МГ на 15%, то объем экспорта в национальной валюте, по данным Госстата, увеличился лишь на 3,5%.

Ценовые качели

"Мы выращиваем овощи и кукурузу. Если в прошлом году кукуруза нам помогла выйти в плюс, покрыв убытки из-за неурожая овощей, то в этом году мы продали кукурузу с нулевой прибылью", - рассказала Надежда Ким, руководитель фермерского хозяйства в Черкасской области.

По ее словам, в прошлом году им удалось продать кукурузу за 1200 грн/тонна, а в этом сезоне ее забирали уже по 800-900 грн/тонна. Фермер отметила, что дополнительные трудности создают чрезмерно дорогое кредитование и рост себестоимости продукции.

По словам руководителя аналитического отдела консалтинговой компании "ААА" Марии Колесник, себестоимость кукурузы этого урожая составляет около 1100 гривень/тонна. Комментируя слова Ким, эксперт отметила, что 800-900 гривень могла стоить кукуруза "из-под комбайна", которую из-за невысокого качества необходимо сразу везти на переработку.

По данным "Госвнешинформа", цены на кукурузу нового урожая в середине августа установились на 1200-1350 гривень/тонна, после чего начали снижаться. К середине октября стоимость тонны кукурузы на внутреннем рынке опустилась до уровня 1000-1200 гривень/тонна. По состоянию на 11 декабря цены равнялись 1100-1350 гривень/тонна.

Ситуация с другими зерновыми также сложная. По данным Аграрного союза Украины, себестоимость пшеницы этого урожая приблизительно равна 1500 гривень/тонна. По информации "Госвнешинформа", уже через две недели после того, как пшеница нового урожая стала поступать на рынок, цены снизились с уровня 2000-2200 гривень/тонна до 1400-1600 гривень/тонна (по состоянию на 10 июля). К середине августа цена упала до 1400-1500 гривень/тонна. Стоимость начала расти лишь в конце октября. По состоянию на 11 декабря она достигла уровня 1600-1850 гривень/тонна.

Впрочем, цены на пшеницу, снизившиеся до двухлетнего минимума, в меньшей степени влияют на ситуацию, чем цены на кукурузу.

"Два года назад действительно мировые цены на пшеницу были на сегодняшнем уровне, но ситуация отличается. Во-первых, с того времени себестоимость продукции выросла на 15-20%, а во-вторых, цена на кукурузу по сравнению с прошлым годом упала почти вдвое", - отметил генеральный директор УКАБ Владимир Лапа.

Как объяснила Колесник, кроме цены имеет значение и разница в свойствах пшеницы и кукурузы.

"Если у пшеницы твердое зерно, то у кукурузы – мягкое. Пшеница не требует дополнительной досушки и ее легче придержать до того момента, когда цена вернется на нормальный уровень", - отметила эксперт.

По ее словам, экспортеры в любом случае не торговали зерновыми себе в убыток. И у небольших фермерств сейчас проблемы серьезнее.

"Я думаю, что лишь единицы хозяйств продавали кукурузу в убыток. Главные проблемы – это отсутствие кредитных ресурсов и необходимость возвращать старые долги", - считает эксперт.

В июле-октябре, по данным Минагрополитики, было экспортировано более 6 млн тонн пшеницы и 5,8 млн тонн кукурузы.

Госпомощь или госневмешательство?

В таких условиях буквально выживают сильнейшие. По данным Украинского клуба аграрного бизнеса: осенью этого года количество выставленных на продажу сельхозпредприятий увеличилось вдвое. По словам генерального директора УКАБ Владимира Лапы, основные причины выхода из бизнеса – низкие цены на зерно и масличные, засилье в АПК всевозможных контролирующих инстанций, неприемлемые условия кредитования, невозмещение НДС и попытки усилить фискальное давление. Впрочем, по мнению Колесник, скупка мелких предприятий более крупными конкурентами в конечном счете является позитивным моментом, так как чаще прогорают те предприятия, которые допустили ошибки в своей хозяйственной деятельности.

"Есть Государственная продовольственно-зерновая корпорация (ГПЗКУ), аграрные фонды, Госкомрезерв, с помощью которых можно влиять на цены на внутреннем рынке", - отметил генеральный директор "Нибулона" Алексей Вадатурский. По его мнению, в сложившейся ситуации государство должно помочь отрасли, выкупая зерно у производителей.

По данным Аграрного фонда, фонд закупил по форвардным контрактам 1,3 млн тонн урожая 2013 года – пшеницы, ржи и ячменя. При этом цена пшеницы равнялась 1729-1909 гривень/тонна.

Госрезерв, по информации о проведении открытых торгов, купил лишь 52 тыс. тонн пшеницы нового урожая в октябре-декабре. Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) в июле-октябре приобрела 1,7 млн тонн зерновых по спотовым контрактам и 1 млн тонн – по форварду. При этом до конца 2013 года корпорация намерена экспортировать 2 млн тонн, из которых 1 млн тонн кукурузы.

В то же время Вадатурский отметил, что отечественному АПК может помочь и невмешательство государства.

С ним согласен директор УКАБ Владимир Лапа, который пожаловался на традиционное засилье контролирующих органов.

Эксперт привел пример: при погрузке зерна на железной дороге сельхозинспекция обязана выдавать сертификат качества в течение трех дней. Зерновозы простаивают, а за второй и третий день необходимо платить неустойку "Укрзализныце".

"Складывается впечатление, что государство не заинтересовано в сельхозотрасли", - сказал Лапа, который затруднился оценить снижение себестоимости зерновых в случае отмены сертификации зерна.

Стоит отметить, что на сегодняшний день при экспорте зерновых необходимо получать сертификат качества дважды. Первый раз – по месту погрузки, во второй раз – по месту таможенного оформления экспортных операций. При этом необходимо получать сертификат на каждое транспортное средство.

Оценить масштаб проблемы позволяет проект постановления Кабмина, разработанного Госкомпредпринимательства. Так, документом предлагается запретить требовать сертификат Укрзализныце, Укрморречинспекции, Укртрансинспекции и даже ГАИ. Впрочем, Госкомпредпринимательства предлагает отменить лишь двойную сертификацию, а не полностью избавиться от этого механизма.