Экономические реформы Украине нужны и с ЕС, и с ТС, - FP
Виктор Янукович может выбрать ЕС или Россию, но экономические реформы необходимы в любом случае
Об этом пишет Foreign Policy.
Президент Украины Виктор Янукович бесцеремонно отказался от подписания соглашения об ассоциации - тысячестраничного документа, который готовился более шести лет. Он мог значительно укрепить политические, экономические и торговые связи Украины и Европы.
Сегодня Янукович летит в Москву, где будут обговорены окончательные условия финансового контрпредложения Кремля взамен на политическую лояльность. У украинского президента сложный выбор - он может подчиниться Москве и получить взамен дешевый газ и легкие деньги или подчиниться очевидному желанию украинцев и вернуться к соглашению об ассоциации и сотрудничеству с МВФ.
Впрочем, несмотря на геополитический выбор, реформы необходимы Украине в любом случае. Реальный выбор представляет собой не выбор между болезненными экономическими реформами по рецептам Запада и дешевым российским газом и деньгами. Это выбор между тем, кто будет инициатором необходимых реформ.
Практически все авторитетные экономические и финансовые аналитики сходятся на том, что ассоциация с ЕС в конечном счете приведет к быстрому росту ВВП Украины на 11-12% в долгосрочной перспективе.
Быстро исчезающие золотовалютные резервы, шаткая валюта, необходимость рефинансирования старых долгов, другие экономические соображения - все это должно подталкивать Януковича к подписанию соглашения об ассоциации и к восстановлению сотрудничества с МВФ.
В большей степени его сомнения связаны с политическими последствиями, которые уменьшают его шансы на переизбрание в 2015 году. Теперь же, когда на улицы страны выходят сотни тысяч протестующих, у Януковича есть удобное прикрытие для проведения болезненных, но необходимых реформ. Это включает в себя девальвацию гривни до рыночного уровня, сокращение государственных расходов и повышения тарифов на газ до рыночного уровня.
Стоит отметить, что российская помощь Беларуси в $10 млрд, которая была принята в 2011 году вместо помощи МВФ, содержала все те же болезненные макроэкономические рекомендации, включая сокращение соцвыплат, либерализация обменного курса, приватизацию и структурные реформы.
По словам Сергея Шаталова, российского чиновника, участвовавшего в переговорах с Беларусью, "финансовые условия этого кредита похожи больше, чем что бы то ни было другое на программу МВФ".