Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Александр Сергеевич, после блефовых заявлений крымских чиновников о том, что в нынешнем курортном сезоне полуостров примет 8 млн отдыхающих (в прошлом году было 6 млн человек), уже даже в Москве назвали этот сезон провальным. Пожалуй, лучше вас сегодня никто не знает специфику крымского курорта. Что Вы думаете по этому поводу?
- Сегодня говорить о прогнозах по курортному сезону еще рано. Говорить о них нужно было бы в мае. Но если и в мае аннексия Крыма не будет признана миром, между Украиной и Россией в отношении Крыма не будет установлено никаких договоренностей, и ситуация останется в подвешенном состоянии, тогда можно предполагать значительное снижение туристического потока.
Туристический поток из Украины в Крым, который раньше из 6 млн. человек составлял 4 млн, в сегодняшних реалиях будет сокращен процентов на 90, а то и более. Помимо перманентно возникающих сложностей пересечения границы, есть основной фактор, на основании которого человек принимает решение, куда ему поехать, — безопасность. Есть, конечно, экстремалы, но их обычно меньше 1%.
Раньше мы пытались сократить в общем объеме турпотока долю отдыхающих из Украины за счет туристов из Турции, Европы, Азии… По крайней мере, изучать этот рынок надо было и в этом была реальная перспектива. Но сегодня все эти рынки из-за непризнанной аннексии заморожены. Поэтому в настоящее время компенсация турпотока из Украины возможна только российским рынком. Ну, может быть, еще в какой-то мере казахстанским и белорусским.
Но, несмотря на призывы российских властей, простые россияне не горят особым желанием ехать в Крым на отдых…
- Разумеется, потому что одно дело административный ресурс, а другое — личное мнение самих россиян. Та пропаганда, которая идет по каналам российского телевидения в отношении Украины, имеет и обратную реакцию. Нормальные россияне не отправят своих детей в нестабильный регион. Они тоже за безопасность и тоже выбирают для отдыха безопасные места. А ведь транспорт в Крым по-прежнему следует через территорию Украины.
Сейчас крымские власти предлагают российским туристам добираться в Крым самолетами либо на поезде или автобусе через Керченский пролив, правда, с тремя пересадками, что уже само по себе смешно. За счет какого транспорта Россия может наладить стабильный поток туристов в Крым?
- Количество российских туристов в общем турпотоке в Крым составляло 1,5 млн человек. Из них почти миллион добирался поездом через Украину. Сейчас этот маршрут самими же россиянами и их пропагандистами превращен в рисковый маршрут. По факту это не так, россиянам в пути ничего не грозит, но российская пропаганда делает совершенно другие выводы.
По этой же причине из 300 тыс. россиян, которые ехали в Крым на машинах с российскими номерами, можно теперь рассчитывать только на очень экстремальных туристов, которые рискнуть ехать через "нестабильную Украину, где бушуют и бендеровцы, и бандеровцы".
И, наконец, почти 200 тыс. россиян добирались в Крым самолетом. Аэропорт "Симферополь" принимает в год миллион пассажиров, из них туристов — 500 тыс. человек, из которых россиян — 200 тыс., остальные – туристы из Украины, Белоруссии, Прибалтики, Турции и т.д.
Чтобы Крыму сохранить эти 500 тыс., надо будет очень хорошо постараться, это очень сложно.
Таким образом, проблема туристического трафика очевидна, поэтому на фоне прошлогодних 6 млн отдыхающих в этом году Крым может принять порядка 700 тысяч.
Кто от этого пострадает прежде всего?
- В первую очередь очень сильно пострадает сектор мини-отелей и частных домовладений. Потому что если сектор санаториев и здравниц еще может получить какие-то дотации, каких-то организованных туристов по путевкам, какие-то налоговые льготы, то частный сектор — нет. А частный сектор — это 80% всего туристического потока. То есть из 6 млн в частном секторе останавливалось более 4,5.
Я бы советовал частному сектору как можно скорее искать возможность перепрофилироваться и оставлять этот бизнес лишь тем объектам размещения, которые имеют более 30 койко-мест или тем, которые свои сооружение и здания не смогут ни под что другое перепрофилировать.
Я думаю, что в этом году будет большой спрос на курортную недвижимость. Никто не отменял желание обладать кусочком Крыма — это желание за пределами экономических рассуждений, это желание какое-то магическое, мистическое. И мой совет крымчанам в этой ситуации – продавать. Особенно частные объекты размещения небольшой вместительности. Лучше брать деньги и вкладывать их в более независимые от этой сферы виды деятельности.
На сколько сократятся доходы бюджета и простых крымчан от туризма из-за провального сезона?
- Крымский бюджет не зависит от туризма. Даже если вообще никто не приедет, но "Черноморнефтегаз" или другие крупные предприятия будут платить нормальные налоги, бюджет не заметит потери бойца.
А пострадает от этого опять-таки частный сектор. Выручка от туристического потока в Крыму составляла 40 млрд гривен, в сегодняшних реалиях это 60 млрд гривен. Потери этих доходов соизмеримы с сокращением туристического потока. Вероятнее всего, эта выручка сократится с 60 млрд до 6 млрд.
При этом надо понимать, что большая часть товаров, потребляемых туристами в Крыму, были некрымского производства. Да и в целом в туристической сфере были задействованы не только крымчане, но и много жителей и Украины, и России. И сегодня они явно не поедут зарабатывать деньги в Крым, а предпочтут другие места.
На сколько лет назад отбросили события в Крым развитие туризма там?
- За 23 года на территории Крыма ничего толком государством построено не было, ничего того, чем нужно было бы сейчас гордиться. Поэтому в плане инфраструктуры Крым никуда не отбросило, потому что мы были далеко не впереди планеты всей. В этом плане Сочи ушел значительно дальше Крыма на несколько десятков лет. Я очень хотел бы, чтобы инфраструктура Крыма серьезно обновилась, мы за это боролись всегда. И это важно. К сожалению, там в этом плане не все хорошо.
А что касается туристического потока, то туризм — это эмоциональная субстанция. Можно сделать туристически привлекательным практически любой регион мира, лишь бы он был безопасным. Как только проблема Крыма в плане безопасности нахождения на территории сойдет на нет, хотя бы в прессе, тогда можно будет говорить о работе по восстановлению имиджа и туристического потока.
Вам жалко было оставлять то, что вы наработали за эти годы на посту министра курортов и туризма?
- Безумно жалко. Я такого внутреннего потрясения не переживал никогда. Конечно, это огромная боль, это моя личная трагедия. Я уважаю и люблю европейские ценности, это мои ценности. Я убежденный русский европеец, но я отличаю русское от российского и тем более от советского. В таком ключе я не мог найти себе место в новом Крыму, хотя мне остаться там было гораздо легче, с точки зрения, хотя бы удовлетворения своих бытовых потребностей. Я не богатый чиновник. У меня там ни куска земли, ни недвижимости.
Вы в Минкурортов за свой счет ремонтировали кабинет и его тоже оставили…
- Не кабинет, а целый этаж. Кабинет был в последнюю очередь.
Семья осталась в Крыму?
- Уже здесь. Я хочу, чтобы мои дети росли в европейском государстве.
Как вы им объяснили, что произошло в Крыму и лично с вами?
- Моя дочь вчера пошла в 9А класс одной из школ на Дарнице. Я ее сам отвел в школу, встречался с классной руководительницей. И моя дочь сама ответила на этот вопрос: "Мы хотели бы иметь возможность жить в европейской стране. И мы хотели все это время, чтобы европейская страна пришла на землю, на который мы живем, но туда пришла другая страна, и нам пришлось уехать".
Как Вам в "черном списке" невъездных в Крым персон, составленном в крымском парламенте?
- Крым — это моя родная земля. Я обязательно буду там бывать.
Кому пришла идея внести Вас в этот список?
- Не знаю, это какой-то бред. Просто сепаратизм. Вы представляете, чтобы Рязань, решением областного совета создала "черный список"? Это вообще не полномочия Рязани, это не полномочия какой-либо области в РФ! Это не наигравшиеся в сепаратизм люди продолжают демонстрировать свою неадекватность. Мне, кстати, очень неудобно перед москвичами за то, что демонстрирует сейчас мой любимый Крым.
Раньше Вы довольно близко общались с ныне первым вице-премьером Крыма Рустамом Темиргалиевым. А сейчас как?
- С Темиргалиевым я не общался. Он занят, у него сейчас достаточно плотный график. Я его не беспокою, и он мне не звонил. Я с ним общался неделю назад, когда был в Крыму. Но это было до "черного списка". У нас не было никаких проблем в общении совершенно. Чтобы ему не навредить, не буду давать ему никаких оценок, тем более положительных.
Но несколько членов президиума сказали мне: "Слушай, это вообще бред какой-то". А я им: "Так почему же вы проголосовали?" Проголосовали, говорят, потому что договоренность была голосовать единогласно. Я говорю: "Вы себя слышите? Вы же сами говорите, что это бред?"
И последний вопрос: что Украине нужно сделать, чтобы завоевать туристическую славу?
- Первое. Туризм в Украине как элемент внутренней политики. У нас есть проблема в том, что жители Кировограда не посещали большинство объектов культурного наследия Украины, например, в Черкасской области… Нужно, чтобы мы узнали своего соседа. А для этого – проводить, например, дни Луганска во Львове, дни Черновцов в Николаеве и т.д.
Второе. Туризм как инструмент внешней политики. Нельзя построить партнерские отношения на чувстве жалости. Мы привыкли вызывать жалость, но надо вызывать интерес. Сегодня на базе наших посольств украинских в европейских странах нужно было бы провести дни Украины, презентовать нашу культуру, нашу поликультурность.
Третье. Туризм как плацдарм для перехода к европейским стандартам. От Европы мы отличаемся долей государства в нашей жизни: в России, например, она огромная, у нас – поменьше, в Европе – мизерная. Она должна заменяться саморегулированием, тогда и будет ответственность. Готовы ли мы сегодня сделать такое саморегулирование в угольной промышленности? В здравоохранении, образовании? Нет, это сложная махина. Туризм же — наилучший плацдарм для таких вещей. Потому что в туризме работает контингент людей, которые умеют зарабатывать на настроении, это уже интеллектуальные люди. Мы можем при помощи туризма стать ближе к Европе и показать насколько мы готовы имплементировать европейское законодательство.
Четвертое. Туризм – экономическая категория. Есть набор совершенно внятных тезисов, которые необходимо отразить в законодательстве Украины, чтобы на туризме можно было бы зарабатывать. Украина принимает 23 млн туристов. Мы по этой цифре входим в десятку стран мира. Но по уровню заработка на туристической сфере не входим даже в первую полусотню, потому что не умеем зарабатывать на туризме. У нас принято, что туристическая сфера — это заработок на отелях. Это не правильно. Туристическая сфера – это потребительский рынок. Это заработок на рынке, который мы создаем, и правильное восприятие туризма дает возможность стране на этом очень серьезные деньги зарабатывать. Мы аграрная страна и нам нужно создавать рынок потребления наших продуктов. Почему сегодня Турция освобождает свои отели от налогов, дурная что ли? Она это делает для того, чтобы привлечь людей, которые будут привлекать туристов. А зачем им нужны туристы? Чтобы они потребляли их петрушку, которую они выращивают у себя в теплицах, или их помидоры и их пиво. Мы же этого не понимаем сегодня. Так и Азаров все время думал, что туризм — это люди с рюкзаком и в кепке и куда-то пошли. Мы ходим деньги просим, на армию собираем смс-ками, туризм же может приносить валюту, и это серьезные деньги.
Пятое. Туристическая отрасль Украины должна попадать в мировые тренды, прежде всего это оздоровительный туризм. Все стареют, растет пенсионный возраст. Сегодня Украина может предложить на рынке, в том числе европейском, очень серьезный оздоровительный ресурс. Да, 30% этого ресурса осталось в Крыму, но 70% — на территории Украины. Сегодня надо этот рынок развивать. Наш медицинский туризм должен быть в тренде, и в Украине сегодня есть все условия для того, чтобы мы были в мировых трендах туристической индустрии.
Новости партнеров
Новости