Битва за калий

Украинско-белорусские торговые ограничения коснулись многих групп товаров. Но большинство из них – массовка на фоне начала серьезной конкуренции на рынке минеральных удобрений

Компания "Райс" сельскохозяйственного короля Олега Бахматюка не зря рискнула вложиться в покупку одного из трех ведущих производителей калийных удобрений — стебницкого "Полиминерала" зимой 2013 года. До самого последнего времени развитие всех отечественных калийных производителей существенно ограничивалось конкуренцией со стороны производителей аналогичной продукции из Беларуси и РФ.

Соль ограничений

Минэкономразвития Украины ввело ограничения на импорт белорусских минеральных удобрений, а также кондитерской, молочной продукции, автопокрышек, электрических ламп и холодильного оборудования. Введение 50%-ной пошлины сделало всю перечисленную продукцию неконкурентоспособной. Это был ответ на майские решения правительства Беларуси об ограничении доступа на белорусский рынок украинских кондитеров и поставщиков пива. Хотя торговый удар Минска коснулся лишь 6% общего оборота ежегодной торговли между странами, который в 2013 году составил $4,2 млрд.

Формально проблему введения отечественных заградительных пошлин инициировали близкая сердцу президента Петра Порошенко ассоциация украинской кондитерской отрасли. Но ее рынок занимает далеко не первое место в белорусских поставках (около $3 млн. в 2013 году). Немногим больше был импорт белорусских молокопродуктов (около $37 млн.). Гораздо сильнее пострадают производители шин и минеральных удобрений (соответственно $89 млн. и $80 млн.).

В свое время отечественных производителей калийных удобрений полностью раздавил импорт. До недавнего времени главными игроками рынка являлись дилер химпрома РФ и Беларуси Дмитрий Фирташ, портовый терминал которого "Ника-Терра" ежегодно переваливает на вывоз и транзит более 4 млн. удобрений, и тот же Олег Бахматюк. На его компании в 2013 году пришлась закупка около 130 тыс. т зарубежных калийных удобрений (весь импорт составил 187,7 тыс. т).

Запасы и предпосылки

После приобретения "Полиминерала" Бахматюк решил вступить с Фирташем в схватку за покупку "Сумыхимпрома". И нынешняя защита калийного рынка от импорта сможет существенно помочь Олегу Романовичу в борьбе с Дмитрием Васильевичем.

До ограничений белорусского импорта "Сумыхимпром" обладал сравнительно небольшими мощностями по производству калийных удобрений (до 35 тыс. т), которые были хронически незагруженными из-за давления со стороны Фирташа и других импортеров. А возможности "Полиминерала", составляющие 270 тыс. т, были задействованы лишь на 8%.

Еще одним украинским производителем числится ныне не работающее ГП "Калушский калийный завод" (ККЗ) государственного концерна "Ориана", который вообще имеет установленную мощность в 499 тыс. т. Но его главная проблема — отсутствие сырьевой базы.

Отечественные рудники не реконструируются и практически остановлены. А ведь Украина владеет крупнейшими в Европе запасами калийного сырья. Промышленные ресурсы Прикарпатского калийного бассейна превышают 7,8 млрд. т, что ставит нашу страну на четвертое место в мире по запасам ископаемого после США, РФ и Китая (для сравнения: в Беларуси – лишь около 4,2 млрд. т). Но Киев за долгие годы так и не смог приступить к масштабному освоению своих месторождений.

В 2010-2013 годы на волне пришествия Фирташа в украинскую химическую промышленность тогдашний губернатор Ивано-Франковской области Михаил Вышиванюк утверждал, что Украина ежегодно тратит $250 млн. на импорт калийных и комплексных удобрений. По его мнению, наша страна за все годы независимости умудрилась спустить на зарубежные химикаты более $4,6–4,7 млрд. Части этих средств могло бы с лихвой хватить на восстановление работы всех украинских калийных фабрик и рудников.

Восточная деликатность

В 2011 году китайская Wuhuan Engineering Co. Ltd., Госэксимбанк КНР и фирма "Китпред" (Киев) разработали рамочный проект реконструкции Калушского КЗ. Предполагалось более $450 млн. китайских инвестиций. Но тогда в регион зашел Дмитрий Фирташ с компанией "Драгон Инвестмен", которые предложили строительство нового Кропивницкого калийного завода и проект утилизации рассолов законсервированного Домбровского карьера Калуш-Голинского месторождения. Китайцы после появления таких колоритных конкурентов пожали плечами и взяли паузу.