Об убогом ассортименте

Ценники в магазинах оперативно индексируются после каждого скачка курсов валют

Почему с полок супермаркетов начинают исчезать привычные для украинских потребителей товары, а социальные продукты стремительно дорожают? Об этом "Комментариям" рассказал директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Как повлияла девальвация гривни на отношения поставщиков и торговых сетей?

Заложниками ситуации оказались поставщики импортной продукции, имеющие внешнеэкономические контракты с отсрочкой платежа в долларах или евро. Они могут продать товар по "старым" ценам и даже не выручить необходимой суммы для следующей закупки в таком же объеме.

Сетевики рассчитываются в гривне с задержкой на два-четыре месяца, из-за чего многие оптовые компании вынужденно работают в минус. С учетом того что маржа снабженцев составляла в среднем от 10 до 20%, в ближайшее время ожидается целая волна банкротств мелких и средних поставщиков. В свою очередь, торговые сети еще весной сократили ассортимент импортной продукции и пока не собираются его возобновлять.

В совокупности все это ведет к монополизации и росту цен на импортные товары. Оставшиеся на рынке компании начинают закладывать дополнительные риски в размере 20–30% в собственную маржу. Однако на это соглашается не каждая сеть.

На пересмотр условий контрактов и изменение зафиксированных в нем отпускных цен товара уходит от нескольких недель до нескольких месяцев. Некоторые ретейлеры, идя навстречу поставщикам, разрешают поднять цены только на товар из следующей партии. При этом ценники в магазинах оперативно индексируются после каждого скачка валют. На остатках продукции и разнице от ее реализации зарабатывают супермаркеты.

Торговые сети сейчас пытаются использовать для заработка все возможные варианты. Если раньше они активно расширяли ассортимент собственных торговых марок по импорту, то сейчас, когда на внешнеэкономических контрактах больше теряют, чем зарабатывают, завозить товары из-за рубежа самим сетевикам становится невыгодно. Они, наоборот, увеличивают долю украинских СТМ и сокращают private label зарубежного производства, перекладывая тем самым связанные с ввозом риски на плечи поставщиков.

А как обстоят дела с финансовой дисциплиной на рынке продовольственного ретейла?

Наш анализ судебных разбирательств в этой сфере свидетельствует о том, что более или менее регулярно рассчитываются с поставщиками крупные иностранные ретейлеры. Украинские сети регулярно нарушают договорные условия. Возможно, банкротство части поставщиков и невозможность заменить один товар другим слегка улучшат финансовую дисциплину.

Сколько сегодня нужно заплатить за присутствие в сети? Какая из сторон диктует правила игры?

Затраты производителей на обслуживание каналов сбыта для продовольственных товаров составляют от 7 до 20% (без учета торговой наценки). Размер платы за вход значительно разнится в зависимости от того, заходит поставщик в один магазин или желает разместить свой товар на полках всей сети сразу. Существует интересная закономерность: чем лучше продается товар в сети, тем больше вынужден платить ей поставщик.

Но если до недавних пор торговые сети, взимая с поставщиков плату "за вход" и "маркетинговые услуги", практически не распространяли эти поборы на социальные товары, то за последние полгода ситуация изменилась. Снижение покупательной способности украинцев, проявившееся в 20–25%-ном падении продаж, в совокупности с уменьшением позиций покупок в среднем чеке и переориентация массового потребителя на дешевые продукты из базового рациона вынудили ретейлеров брать деньги со всех без исключения. Теперь "маркетинг" и "логистику" оплачивают даже поставщики соли, сахара и круп.

Вынужденное увеличение затрат производителей и поставщиков на розницу привело к стремительному подорожанию социальных продуктов питания, которые прежде были доступны рядовым украинцам. Однако за ценниками на них сейчас никто не следит: Госцен­ин­спекция расформирована, а Анти­мо­нополь­ный комитет и органы местного самоуправления этим вопросом не занимаются. На фоне отсутствия реального механизма контроля над ценообразованием в рознице маржа ретейлеров вместо узаконенных 10–15% увеличивается в полтора-два раза.