На обратной стороне девальвации
«k:» выяснили, что помогает крупным индустриальным бизнесам Украины быть успешными в кризис
За 2014 год падение отечественной экономики, по разным оценкам, составит 6,5–9%. Особенно больно кризис бьет по промышленности, где девятимесячное падение производства, по расчетам Госстата, составило 8,6%. Это сильно контрастирует с показателями ряда крупных компаний, которые в течение года сообщают о заметном росте прибылей. Что же дает им возможность демонстрировать подъем на спаде?
Дешевле гривни
Обнародованные в октябре полугодовые результаты "Метинвеста", горно-металлургической группы Рината Ахметова и Вадима Новинского, привлекают внимание двумя аспектами. С одной стороны, компания сообщает о сокращении выпуска ключевых продуктов на 3–21% и выручки на 8% по сравнению с итогами первых шести месяцев 2013 года. С другой — объявляет о существенном приросте чистой прибыли и EBITDA. В первом случае подъем составил 46%, до порядка $650 млн., во втором — 27%, до $1,6 млрд. Еще больший рост показывает другая крупная компания сектора — железорудная Ferrexpo Константина Жеваго. За полгода здесь увеличилась чистая прибыль на 65%, до $208 млн., EBITDA выросла на 32%, превысив $320 млн. Январь–июнь эта группа тоже завершила с падением выручки, но не столь заметным — на 4%, нарастив производство и продажи на 2–3%.
Руководители "Метинвеста" объясняют финансовый успех одним ключевым обстоятельством — девальвацией. Позитив от снижения курса гривни к доллару США, как следует из отчетности компании, составил 65% в общем снижении ее затрат на $871 млн. Этот же момент сказался и на существенном повышении финрезультата в компании Жеваго. Ferrexpo экспортирует весь производимый продукт (железорудные окатыши). А "Метинвест" стабильно отправляет на внешние рынки около 80% своей металлопродукции и не менее 50% — железорудной. Экспортерам удешевление национальной валюты относительно международной всегда выгодно. Ведь продажи товара осуществляются за дорожающий доллар, а закупки необходимых материалов, ресурсов и услуг — за дешевеющую гривню.
"Компания уменьшала себестоимость в более высоком темпе, чем понижалась прибыль. Одной из предпосылок этого стало удешевление национальной валюты, которое прямо влияет на элементы себестоимости, номинированные в гривне", — объясняет эффект девальвации применительно к "Метинвесту" вице-президент консалтинговой компании RCG Александр Сирик. Но добавляет, что нельзя сбрасывать со счетов и существенные сдвиги в балансе мирового рынка горно-металлургической продукции. По оценкам Сирика, за первые шесть месяцев 2014 года сырье для металлургии (железная руда, коксующийся уголь) подешевело на 10–30% по сравнению с первым полугодием 2013 года. В то же время цены на продукцию металлургов — готовый прокат — снизились всего на 5%.
Сомнительные достижения
Такая же тенденция, судя по всему, отразилась и на результатах некоторых отечественных химпредприятий, ориентированных на экспорт минеральных удобрений. Девятимесячная прибыль "ДнепрАЗОТА" из группы "Приват" Игоря Коломойского, по данным НКЦБФР, составила 13,6 млн. грн., тогда как за первые три квартала 2013 года не достигала и 0,5 млн. грн. Принадлежащий государству Одесский припортовый завод (ОПЗ) в этот период сократил чистый убыток в 2,5 раза — до 243 млн. грн. Комбинат "Сумыхимпром" (тоже государственный, но управляемый менеджерами, близкими к холдингу Ostchem Дмитрия Фирташа) сократил этот показатель в 2,3 раза, до 59 млн. грн.
Улучшение результатов названных предприятий некоторые эксперты связывают также с газовыми играми. Углеводороды занимают 60–80% в себестоимости минудобрений; поэтому доступ к сравнительно недорогому ресурсу может позитивно сказываться на заработке химкомбинатов. "ДнепрАЗОТ" может рассчитывать на приемлемую цену газа от "Укрнафты", формально государственной, но фактически контролируемой структурами Коломойского. А ОПЗ летом отказался от сотрудничества с газовым поставщиком Фирташа, переключившись на более выгодные реверсные поставки из Европы.
"Но я бы не называл эти финпоказатели достижениями", — говорит руководитель проекта "Инфоиндустрия" Дмитрий Гордейчук. По его оценкам, за последние пять лет роль внешних факторов в целом по химкомплексу Украины сократилась до 30%. К примеру, по селитре (популярное у украинских аграриев удобрение) зависимость от экспорта у наших химиков не превышает 10–15%.
Даже по официальному курсу Нацбанка с начала января по конец октября гривня обесценилась на 62% к американскому доллару, а цена на аммиачную селитру за это время выросла примерно на 45%, объясняет Гордейчук. "Но химзаводам, ориентированным на внутренний рынок, это в плюс не пойдет, — говорит он. — Девальвация повлияет лишь на то, что к декабрю удобрения подорожают еще больше, так как химикам необходимо будет покрыть затратную часть из-за удешевления гривни". По словам представителя "Инфоиндустрии", происходить это будет на фоне годового спада в потреблении удобрений на 25–30% к итогу 2013 года, за который оно и так снизилось на 15%.
Не сработавший антидемпинг
Ориентированные на внутренний рынок химзаводы — это четыре производителя азотных удобрений из состава Ostchem: черкасский и северодонецкий "Азоты", горловский "Стирол" и "РовноАзот". Год назад владелец этого холдинга сумел обеспечить им очень хорошую цену на сырье. Прошлой осенью Дмитрий Фирташ договорился о закупке у "Газпрома" более 5 млрд. м3 газа. Цена по этому контракту составляла $268 за тысячу кубометров, тогда как НАК "Нафтогаз Украины" российский ресурс в тот период обходился порядка $400 за тыс. м3. На середину лета 2014 года объем голубого топлива в украинских подземных хранилищах, принадлежащий Ostchem, превышал 4 млрд. м3.
Но планы Ostchem по использованию этого газа в качестве дешевого сырья на своих производствах нарушил Кабмин, который в конце сентября запретил химкомпаниям отбирать газ из ПХГ до завершения осенне-зимнего сезона.
А до этого правительство сыграло на стороне Ostchem, продлив на пять лет антидемпинговые меры против импорта в Украину аммиачной селитры из России. Причем по итогам того расследования максимальные ставки таможенной пошлины были увеличены втрое — с почти 12 до 36%. Дмитрий Гордейчук считает, что выигравших от этого антидемпинга нет: "Владельцу заводов он помог лишь сохранить производство, но рынок сильно пострадал. Больше всего — конечные потребители удобрений, аграрии".
Эксперт Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Игорь Остапчук подтверждает: на сегодня потребность в удобрениях в стране полностью не удовлетворена. Частично это обусловлено военными действиями на востоке Украины, где остановили работу два крупных предприятия, выпускающих селитру: "Азот" в Северодонецке и "Стирол" в Горловке. "Регулятор также способствовал росту цен и образованию дефицита посредством поднятия антидемпинговых пошлин на аммиачную селитру из России", — говорит Остапчук.
В конце лета — начале осени очереди на получение этого товара на двух работающих заводах — "РовноАзоте" и черкасском "Азоте" — составлялись на месяц вперед и далее, отмечалось в одном из августовских пресс-релизов Держзовнишинформа. В октябре эксперты вновь констатировали увеличение закупочных очередей на селитру украинского производства. Импортные же поставки удобрений все еще невыгодны. Ее удорожание на внутреннем рынке — с 3300 грн./т в начале года до порядка 4900 грн./т на конец октября — пока не перекрыло действие пошлин и высоких транспортных расходов по доставке зарубежного аналога в Украину.
Помимо печальных последствий от "антидемпинга удобрений", сами аграрии, что примечательно, к негативным трендам‑2014 относят все ту же девальвацию. Удешевление нацвалюты привело к тому, что вместе с ростом закупочных цен в гривне аграрии получили существенное повышение полной себестоимости производимых товаров, акцентируют внимание в УКАБ. "Поскольку большинство ресурсов импортируются (топливо, СЗР, часть удобрений, семян), то и цена на них напрямую зависит от валютного курса", — говорит Игорь Остапчук.
Не все, впрочем, так однозначно. К весенней кампании наши аграрии сумели скупиться еще по прежним ценам, а реализовывать продукцию на экспорт начали уже по новому курсу доллара, существенно увеличив продажи на внешних рынках. По информации Минагропрода, в 2013/2014 маркетинговом году украинский экспорт зерновых вырос на 42% — до 32,4 млн. т. А некоторые прогнозы по украинскому урожаю‑2014 предполагают превышение прошлогоднего рекордного уровня на почти 63 млн. т зерновых. И это притом, что немалая часть угодий находится в зоне конфликта в Донбассе.
Минус рынок
В октябре глава Минфина Александр Шлапак заявил, что в торговом обороте на российском направлении наша страна уже потеряла $3,5 млрд. (а до конца года сумма может составить $5 млрд.). От закрытия рынка РФ, по его словам, очень заметно пострадало машиностроение. В этом секторе сокращение производства за девять месяцев 2014 года составило 20,3%, говорит старший аналитик "Арт Капитала" Алексей Андрейченко. Определяющим в спаде, по его словам, стало именно сокращение экспорта украинской машиностроительной продукции, существенная доля которого в прошлые годы приходилась на РФ.
Эксперт особо выделяет вагоностроение, где общий уровень производства в январе–сентябре снизился почти на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. "Крюковский вагоностроительный за девять месяцев уменьшил производство грузовых вагонов на 63%, а его прибыль за первое полугодие упала в девять раз. "Днепровагонмаш" за три квартала сократил прибыль в 17 раз", — говорит Андрейченко. Украинский автопром сократил выпуск легковых машин с 5 тыс. в феврале этого года до 0,2–0,3 тыс. штук в июле-августе, рассказал глава аналитического департамента Dragon Capital Андрей Беспятов. В сентябре производство транспортных средств упало на 41% к такому же месяцу прошлого года. "Но нет худа без добра, — считает Беспятов. — Конфликт на востоке Украины стимулирует улучшения в сфере бюджетного финансирования, что заметно в рамках военно-промышленного комплекса и оснащения армии".
Если не рассматривать госзаказы для "Укроборонпрома", явный интерес в этой связи возникает для АвтоКрАЗа из группы "Финансы и Кредит" Константина Жеваго. В начале августа министр внутренних дел Арсен Аваков заявлял, что Нацгвардия заказала Кременчугскому автозаводу изготовление 370 различных машин на 361 млн. грн. Хотя предприятие и без этого демонстрирует хорошие продажи на внешних рынках, включая дальнее зарубежье. За девять месяцев 2014 года завод нарастил выпуск на 46%, на экспорт было поставлено не менее 70% продукции. В сентябре на АвтоКрАЗе увеличили производство на 51% в годовом соотношении, рассчитывая повысить его в целом по году минимум на 22% — до 1200 машин.
Другие корпоративные исключения из провального для украинского машиностроения тренда — харьковский "Турбоатом", выпускающий агрегаты для электростанций, и производящий вертолетные двигатели запорожский завод "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева. Первое предприятие за январь–сентябрь 2014 года получило свыше 820 млн. грн. чистой прибыли, удвоив ее сумму по сравнению с тем же периодом прошлого года. Прибыль второй компании за девять месяцев выросла в полтора раза — до 1,5 млрд. грн. В своих поставках оба предприятия на 80–90% ориентированы на экспорт. С учетом этого аналитик "Арт Капитала" указывает, что немалая заслуга в улучшении их финансовых результатов принадлежит опять же девальвации.
Не менее справедливым, однако, будет и замечание представителя Dragon Capital о том, что в тяжелый для всего машиностроения год "Турбоатом" и "Мотор Сич" смогли удержать ситуацию "в силу уникальности производства". Конкурировать с ними в состоянии лишь считанные компании в мире. Это ведь не выпуск грузовых вагонов, мощности по которому в СНГ за последнее десятилетие выросли многократно.