Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Цены на продукты питания в Украине к октябрю прошлого года выросли на 19,6%, на алкогольные напитки и табачные изделия — на 24,8%, одежду и обувь — на 10,9%, на жилье, воду, электроэнергию и другие виды топлива — на 27%, на предметы домашнего быта и содержание жилья — на 19,4%, на охрану здоровья — на 24%, на транспорт — на 34,2%.
При этом больше всего по сравнению с октябрем прошлого года подорожала канализация (+69,3%), природный газ (+62,8), водоснабжение — 47,4%. Среди продуктов питания больше всего выросли цены на фрукты — на 54,1%, сахар — на 52,8%, рыбу и рыбные продукты — на 27,5%, мясо и мясопродукты — на 23,4%.
Продукты и лекарства отпустили
Поскольку руководители двух основных министерств — Олег Мусий (Минздрав) и Павел Шеремета (Минэкономразвития), курирующие такие социально значимые для отечественных потребителей товары, как продовольствие и лекарства, сложили свои полномочия первыми, напрашивается вывод, что с наведением порядка в подконтрольных им сферах новоиспеченные чиновники не справились.
К примеру, новый закон о госзакупках, разработанный Шереметой, через пару месяцев после принятия принес участникам торгов лишь головную боль вместо обещанной прозрачности тендеров и устранения лишних барьеров. Судя по тому, как осуществляются сегодня закупки продовольствия в Госрезерв и Аграрный фонд, не говоря уже о Минздраве, темп реформирования системы госзакупок серьезно застопорился, а на горизонте замаячили коррупционные призраки прошлого.
Как утверждает председатель правления Transparency International Украина Андрей Марусов, до сих пор не создана единая площадка для разработки кардинально новых законодательных инициатив о проведении госзакупок. Предполагалось, что принятый в апреле закон — это временный вариант. А к концу года будет разработана абсолютно новая редакция, которая упростит проведение гостендеров, внедрит электронные торги и усилит антикоррупционную составляющую.
"Вместо этого госпредприятие "Зовнішторгвидав Україна", администрирующее вебпортал tender.me.gov.ua, фактически установило плату за публикацию тендерной информации для всех организаторов торгов. И это притом, что закон о госзакупках гарантирует бесплатность как обнародования информации, так и доступа к ней. Даже создатели Тендерной палаты Украины не осмеливались так беззастенчиво обогащаться за счет заказчиков", — отмечает эксперт.
Эксминистр здравоохранения Олег Мусий не смог справиться с лекарственной мафией. В итоге сроки госзакупок многих жизненно важных препаратов и вакцин были сорваны. Изза проволочек с проведением тендеров теперь Минздраву придется както выкручиваться, чуть ли не вдвое сокращая объемы закупаемых партий лекарств. Ведь после девальвации гривни все импортные препараты автоматически подорожали почти вдвое.
Не получилось у Мусия отстоять и отмену НДС на лекарства. В результате Минфин, который лоббировал этот налог на добавленную стоимость, спровоцировал реальную неразбериху на всем фармрынке. Вначале лекарства обложили НДС в размере 20% по всей цепочке поставок, потом — снизили ставку до 7% при ввозе импортных препаратов и изделий медназначения. Прекращение растаможивания уже ввезенных партий препаратов почти на месяц привело к их искусственному дефициту и максимально взвинтило цены на лекарства (а обратно они так и не откатились).
Избежать подорожания продуктов тоже не получилось. Но если к росту цен на подакцизные позиции (алкоголь и сигареты) приложили руку Александр Шлапак (Минфин) и Игорь Билоус (Государственная фискальная служба), то стоимость большей части социально значимых продтоваров с начала года растет с опережением общей инфляции в стране. Чиновники же упорно игнорируют эти процессы. Хотя после решения Минэкономразвития о ликвидации Госценинспекции контроль за ценами должен был перейти к АМКУ, и.о. министра Минэкономразвития и торговли Валерий Пятницкий прямо заявил, что искусственное ограничение рентабельности негативно воздействует на экономику. В ближайшее время он собирается вообще отказаться от государственного регулирования цен на продтовары, пролоббировав принятие законопроекта о либерализации цен на продукты. В предлагаемом Пятницким "пакете дерегуляции" исключения по ограничению торговой наценки предусмотрены всего лишь для трех товарных групп: молока, пшеничного и ржанопшеничного хлеба. По действующему законодательству под регулирование подпадает 21 позиция продтоваров (мясо, мука, подсолнечное масло, творог, сметана и т.д.).
Кого бросят на произвол судьбы
Нынешний антикризисный бюджет Украина получила в основном за счет весеннего урезания социальных выплат. С целью экономии государственных средств Минфин, возглавляемый Шлапаком, решил заморозить прожиточный минимум и отказаться от поэтапного увеличения среднегодового размера минимальной заработной платы по сравнению с прошлым годом на 8,1%. В результате до конца этого года минимальная зарплата останется неизменной — 1218 грн. вместо ожидаемых ранее 1301 грн. Изза этого работники бюджетной сферы (в том числе педагоги и медики) недополучили 6,8 млрд. грн.
А дефицит поступлений в Пенсионный фонд позволил Минфину пролоббировать сокращение минимальных пенсий на уровне 949 грн. вместо 1014 грн. Кроме того, на 2014–2015 годы заморожена норма о перерасчете пенсий в связи с увеличением средней зарплаты, действовавшая с 2005 года.
К сожалению, дополнительному наполнению Пенсионного фонда на 9 млрд. грн. так и не помог введенный 0,5%‑ный сбор с операций при покупке валюты — изза введенных позже ограничений на приобретение иностранных денег в размере, эквивалентном 3 тыс. грн., и физического отсутствия в обменниках долларов и евро.
С подачи Минфина и при содействии Минсоцполитики под руководством Людмилы Денисовой с 1 июля существенно изменился размер и механизм начисления помощи при рождении детей. Если ранее госпомощь при появлении первого ребенка равнялась 30‑кратному прожиточному минимуму, при рождении второго — 60‑кратному, а при рождении третьего и каждого последующего — 120‑кратному, сегодня сумма стала одинаковой для всех — 41 280 грн. К тому же ее автоматически объединили с пособием по уходу за ребенком до трех лет, что лишило матерей положенных им дополнительных выплат. Также с молчаливого согласия Минсоцполитики урезана помощь семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства, детяминвалидам и временная помощь детям, что дало бюджетную экономию в сумме 420,7 млн. грн. А в общей сложности на матерях и людях с ограниченными возможностями правительство Яценюка сэкономило 3,8 млрд. грн.
На повестке дня у министра Денисовой новый проект: с первого января 2015 года создать Фонд соцстраха, объединив действующие Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.
Эта единая структура поможет государству сэкономить на своих гражданах более 2,0 миллиарда гривен.
Чиновники понимают, что тратят деньги быстрее, чем собирают, потому в проекте бюджета на 2015 год предусмотрено урезание социалки.
Тотальная экономия бюджетных средств отразится и на материальном благополучии многочисленных чиновников. Сначала по инициативе Национального агентства по госслужбе под руководством Константина Ващенко нардепов и госслужащих центрального аппарата посадили практически на голый оклад, лишив практически всех премий и надбавок. А затем вицепремьерминистр, министр регионального развития, строительства и жилищнокоммунального хозяйства Владимир Гройсман объявил о сокращении численности госслужащих как минимум на 10%.
Новости партнеров
Новости