Чтобы не купить что-то ненужное
Чрезмерно затратные проекты ВПК способны подорвать оборону Украины не меньше, чем прямой военный ущерб
Публичная часть ноябрьских переговоров в Киеве Петра Порошенко с премьерминистром Норвегии Эрни Солбергом поначалу обходилась без сенсаций. Главной их темой официально были названы усилия по наращиванию импорта в Украину норвежского газа. Неожиданности случились несколькими днями позже — 24 ноября колумнист французской газеты Liberation Бернар Анри Леви заявил, что президент Франции Франсуа Олланд 17 ноября подтвердил информацию о варианте продажи Украине одного из французских вертолетоносцев "Мистраль". Корабли этого класса во Франции производит норвежская корпорация STX Europe на своей верфи Chantiers de l’Atlantique в порту Сент-Назер.
И корабль плывет
Заказчиком постройки кораблей на этой верфи является французская DCNS Direction des Constructions Navales. Ее крупный пакет из 64% акций принадлежит правительству Франции, которое и определяется с выбором иностранных покупателей.
Анри Бернар Леви заявил, что Франсуа Олланд подтвердил наличие нескольких вариантов продажи вертолетоносца: "Например, продать "Мистраль" Украине в виде долгосрочной, на тридцать лет, ссуды с низкой процентной ставкой от ЕС".
Еще один неожиданный вариант, но уже без ссылки на Олланда, предложил сам Леви: "Мы все знаем, что в Украине много богатых людей, тех, кого мы называем олигархами. Почему бы десяти из них не сесть за стол, не поделить на десятерых эту сумму, $1 млрд., и не купить "Мистраль? Это была бы хорошая покупка".
Впрочем, возможность продажи Украине вертолетоносца ни руководство STX Europe, ни Киев, ни Париж не подтвердили. А если бы это случилось, сделка могла бы приобрести статус самого громкого и дорогого импортного проекта за всю современную историю украинской торговли оружием. Ведь в этой сфере наша страна занималась преимущественно экспортом, а не импортом.
Зарубежные закупки стали актуальными только в 2014 году.
Так, за день до заявления Анри Бернара Леви (23 ноября) состоялся еще один информационный фурор. Его произвел уволенный минувшим летом бывший заместитель министра обороны Украины Леонид Поляков. Офицер рассказал, что власти в июле отказались от возможности миллиардной сделки — закупки у Канады нескольких десятков новых истребителей американского производства FA18.
Летающий исход
"Причинами отказа стала высокая стоимость эксплуатации техники, а также длительный срок, необходимый, чтобы переучить на новые машины пилотов", — заявил эксчиновник в интервью одному из телеканалов. Он не назвал количественных и стоимостных параметров несостоявшейся сделки, и ошарашенным специалистам осталось лишь сравнивать ее по аналогам.
Например, по договору между Румынией и США. По нему румынская сторона с мая 2014 года начала так называемую ротационную закупку 24 бывших в пользовании истребителей F16, общая стоимость которых составила $1,4 миллиарда с гарантией поэтапной модернизации.
По контракту Румыния сначала закупит F16, а затем передаст соседней Молдове все стоящие на вооружении румынской армии истребители МиГ‑24. Затем к 2015–2016 годам будет проведена модернизация румынских F16. А на завершающем этапе контракта (к 2018–2020 годам) Будапешт спишет эти самолеты и передаст их на хранение компаниипроизводителю в США. Взамен них румынская армия получит 24 самолета перспективной модели F35A Lightning II.
Несостоявшийся проект, обнародованный бывшим чиновником Минобороны, вызвал бурю критики. Первым одернул военного депутат от "Народного фронта" Сергей Пашинский, который во время работы Полякова руководил администрацией и.о. президента Александра Турчинова. "Мы рассматривали еще в мартеапреле все возможности и по F16, и по FA18… Хочу сказать ответственно, заявление бывшего заместителя министра обороны об отказе Украины получить канадские самолеты не соответствует действительности. По причине отсутствия самого подтвержденного факта предложения", — заявил Пашинский.
По его словам, Украину тогда посещали десятки посредников, которые, как выразился депутат, предлагали самые разные фантастические предложения. "Но как только мы начинали прорабатывать контракт на импорт любых видов вооружений, страны НАТО ставили барьер. Несмотря на поставку в нашу страну нескольких радаров артиллерийской разведки, альянс не давал и не дает закупить какиелибо дополнительные виды вооружений. Производитель истребителей — США. Именно они поставляют запчасти и проводят сервисное обслуживание. И без официального решения НАТО ни одна бюрократическая структура на Западе нам оружие такого класса не поставит", — аргументировал депутат. Хотя он и не уточнил, кто именно в Киеве тогда был обязан добиваться таких разрешений от НАТО и почему он этого не сделал.
Какой будет дальнейшая судьба импорта вооружений в нашу страну, покажет только время, но на этом специфическом рынке дыма без огня не бывает. Сразу две сенсации из сферы поставок оружия, будучи произведенными в одно и то же время, очень трудно считать совпадением.
В первом десятилетии 2000‑х аналогичные утечки информации случались практически во всех соседних с Украиной странах Восточной и Южной Европы, которые тогда очень тяжело определялись в своем технологическом выборе. Турция, например, решила купить у Boeing лицензию на сборку F16, Финляндия приобрела у Boeing право построить завод сборки FA18, а Чехия сделала оригинальный выбор ничего не производить, а взять истребители в лизинг у шведской корпорации SAAB.
Аналогичные процессы происходили в сфере военного судостроения, в результате которых, например, в Румынии успешно заработала судоверфь корпорации STX Europe. Как и нынешняя Украина, все эти государства, за исключением Финляндии, были вынуждены делать свой выбор под давлением вполне конкретной угрозы. И с учетом такого опыта соседних стран ныне разгоревшееся в Киеве противопоставление друг другу различных дорогостоящих проектов в сфере импорта вооружений или развития собственного оборонного машиностроения выглядит даже не логичным, а просто неминуемым процессом.