Сети плетут для Запада

На рынке ретейла сменился вектор экспансии — супермаркеты все активнее пытаются посоревноваться за Киев и область

Розничный товарооборот за десять месяцев этого года сократился на 6,8% — до 728,6 млрд. грн. Несмотря на рекордное падение продаж, food­ретейлеры свое развитие не заморозили, а только переформатировали его географически. Притом что с начала года в Украине было закрыто 195 магазинов (большинство которых находились в Крыму и Донбассе), темпы развития сетей с 2011 года практически не изменились.

Закат Востока

Генеральный директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля говорит, что с начала года продуктовыми розничными операторами было открыто около трехсот магазинов. Эксперты называют несколько причин активности торговцев во время экономической нестабильности. "С тех пор как новые торговые точки открываются за счет собственных средств, а не долгового капитала, дотировать их работу собственники не хотят. Поэтому внимание сейчас уделяется тому, сколько денег зарабатывает конкретный магазин. Показатель оборота сети отходит на второй план", — отмечает независимый консультант Михаил Грищенко.

Кроме того, многие пытаются завершить ранее начатые объекты. "Когда уже идет строительство или ремонт подходящего помещения, экономически выгоднее довести такой проект до конца (то есть до открытия), нежели на неопределенный срок заморозить вложенные в него средства", — объясняет начальник отдела по связям с общественностью корпорации "АТБ" Анна Личман.

Если в предыдущие годы порядка 50–60% открытий приходилось на восточный регион страны, теперь убытки в Донбассе торговцы компенсируют экспансией в другие регионы. Хотя в городах, где фактически ведутся военные действия, отмечается ажиотажный спрос на продукцию, то есть продолжать развитие там операторы не планируют. В частности, входящая в группу СКМ Рината Ахметова компания "Украинский Ритейл" планирует в 2015 году расширить сеть как минимум на 50% и сосредоточиться на центральных и южных регионах страны. Чтобы компенсировать потери бизнеса в Донецкой области, ретейлер планирует резко расшириться в безопасных регионах. "Мы сменили вектор развития: теперь внимание на Днепропетровской, Харьковской, Запорожской и Полтавской областях. В следующем году намерены открыть там около семидесяти магазинов. В перспективе после 2016 года — Сумская и Черкасская области", — говорит директор департамента развития сети "Брусничка" Максим Алексеенко.

Покорение столицы

Еще один рынок, столичный, всегда привлекал региональных торговцев более высокими заработками. В этом году за место под солнцем решили побороться волынский олигарх Игорь Еремеев и днепропетровский предприниматель Руслан Шостак. Владелец сети заправок WOG и компании "Континиум­Трейд" завел в Киев свою сеть розничных магазинов. Сеть "Там­Там" (крупнейший продовольственный ретейлер Луцка) этой осенью открыла в Днепровском районе Киева свой первый магазин. В планах строительство еще нескольких подобных объектов.

Руслан Шостак пошел по другому пути. В начале года его компания "Омега" (сеть Varus) завершила сделку по приобретению сети Spar у владельца агрохолдинга KSG Agro Сергея Касьянова. А в марте выкупила права аренды помещений, оборудования и товарных остатков тринадцати магазинов "Перекресток" у российской компании X5 Retail Group, ушедшей из Украины. Всего за несколько месяцев Varus перезапустил в столице обновленные супермаркеты под собственным брендом. Результатом днепропетровцы довольны — сейчас по киевским магазинам сеть превышает изначально запланированные показатели по товарообороту на 10%.

Что касается дальнейшего развития продовольственного ретейла в столице — оно может быть осложнено объективным фактором. Как отмечает Игорь Гугля, насыщенность Киева продовольственными магазинами по итогам прошлого составила 177 квадратных метров на тысячу жителей, в этом году показатель превысит 180 м2. "При увеличении насыщения до 200 м2 активное развитие будет затруднено", — считает эксперт.

"Благодаря разнообразию сетей киевские потребители уже избалованы разнообразием — их предпочтения по гастрономии, молочным продуктам, замороженной продукции отличаются от других регионов", — говорит исполнительный директор сети супермаркетов Varus Наталья Азюковская.

Франшиза в каждом селе

Впрочем, национальные ретейлеры уже взяли в оборот и Киевскую область. К примеру, торговая сеть Novus буквально в течение последних месяцев запустила в работу магазины в Буче и Броварах. "В 2015 году планируем открытие шести­семи новых объектов в Киеве и Киевской области. Сейчас оформляем документацию по проектам в Вишневом и Белой Церкви", — уточнил гендиректор "Новус­Украина" Игорь Ланда. Параллельно сеть Novus развивает проект собственной франшизы и сейчас ведет переговоры с партнером в Николаеве.

Привлечением партнерских денег заинтересовались и собственник "Ритейл­Групп" Роман Лунин (сети "Велика Кишеня", "ВК Экспресс", "ВК Select"). Компания рассчитывает в течение пяти лет открыть по франчайзингу свыше 200 магазинов у дома "ВК Експрес" в столице и радиусе максимум 150 км от Киева.

Такой формат ведения бизнеса пользуется спросом. Любопытно, что первыми перспективность франшиз просчитали западноукраинские розничные операторы "Аванта" (сети "Колибрис", "Наш") и "Наш край". Первый — совместно с партнерами начал открывать сеть "у дома" под вывеской "АВС маркет". У второго — 90% новых магазинов в этом году пришлось на региональные франчайзи.

Пока же от недостатка внимания со стороны торговых сетей страдают целые города с населением от 20 тыс. человек. К примеру, в Костополе, Жмеринке, Каневе, Ладыжине и еще нескольких довольно крупных райцентрах сетевые продуктовые супермаркеты и магазины у дома все еще отсутствуют. Активная экспансия в мелкие райцентры — перспектива трех­четырех лет.