Режимный объект

Управление «в ручном режиме» развалит отечественный топливно-энергетический комплекс

На днях НКРЭКУ утвердила новые, кардинально отличающиеся от прежних, правила работы газораспределительного рынка, который контролирует Дмитрий Фирташ. Таким образом, новый глава регуляторного ведомства Дмитрий Вовк уже начал оправдывать доверие, возложенное на него кураторами.

Пионерская зорька

Вопрос о назначении нового руководителя Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), стал актуальным два месяца назад, когда эту должность освободил Владимир Демчишин, ушедший на повышение в Минэнерго. Кресло пробыло вакантным недолго — месяц назад президент Петр Порошенко подписал указ №969/2014 о назначении исполняющим обязанности председателя НКРЭКУ двадцатипятилетнего Дмитрия Вовка. Несмотря на то что новоиспеченный чиновник плохо знаком со своим предшественником, у них много общего. Во-первых, до своего нынешнего назначения Дмитрий Владимирович ни дня не работал в топливно-энергетическом секторе. Во-вторых, имеет одного с Демчишиным куратора — главу Нацбанка Валерию Гонтареву, с подачи которой и осуществлялось трудоустройство обоих.

Валерия Алексеевна считается креатурой Порошенко, однако ее кадровые рекомендации в энергетике явно не идут на пользу имиджу главы государства. Достаточно сказать, что нового шефа НКРЭКУ публично раскритиковал даже его бывший работодатель — корпорация Roshen. "Вовк был нанят компанией на должность национального менеджера по развитию продаж в торговых сетях России в марте 2013 года. Он был уволен в ноябре 2014 года по причине неудовлетворительных результатов своей деятельности, не продемонстрировав высокую квалификацию на занимаемой должности", — указывается в пресс-релизе кондитеров.

Между тем столь нелестные характеристики новоназначенного чиновника вряд ли изменят отношение Гонтаревой к Вовку, ведь она знакома с Дмитрием Владимировичем намного дольше менеджеров Roshen. Так, до этой корпорации он работал на нынешнюю руководительницу НБУ в принадлежащей ей компании ООО "Инвестиционный капитал Украина". А перед назначением в НКРЭКУ занимал пост руководителя проектов и программ департамента по корпоративным вопросам Нацбанка. Но даже если Петр Алексеевич отзовет подпись под указом о назначении Вовка, участникам энергорынка от этого легче не станет.

Многофункциональные тиски

Повод думать так дает анализ последних кадровых решений. Из него следует, что на ключевые должности в топливно-энергетическом комплексе назначаются в основном технические кандидаты, главная задача которых сводится к безропотному исполнению воли кураторов.

В этом контексте Дмитрий Вовк — идеальная кандидатура, что он уже успел доказать на практике. С момента его назначения НКРЭКУ провела четыре заседания, на двух из которых он не присутствовал. Но это не помешало руководителю ведомства подписать все принятые на них решения.

Кстати, среди этих документов уже есть бомбы замедленного действия. Одна из них — постановление №9 от 12 января 2015 года, которым регулятор утвердил новые лицензионные условия для региональных газоснабжающих компаний (гор- и облгазов). В соответствии с ними предприятиям предстоит разделить свой бизнес на две части: транспортировку голубого топлива и его поставку. Для этого владельцам региональных компаний потребуется создавать новые юридические лица, но вовсе не факт, что НКРЭКУ выдаст новичкам соответствующие лицензии. Поэтому можно смело говорить, что Дмитрий Вовк успешно задал старт перераспределению контроля над газораспределительным рынком.

Пострадавшая сторона этого процесса определена заочно. Это опальный газовый магнат Дмитрий Фирташ, который через родственное ООО "Региональная газовая компания" контролирует более двадцати гор- и облгазов, эксплуатирующих 75% газораспределительных сетей страны. Намерение отобрать этот бизнес у основателя Group DF правительство обозначило еще в прошлом году. Но теперь благодаря нацкомиссии этот процесс может быть запущен официально. Этот пример автоматически снимает вопрос о том, почему кураторы НКРЭКУ предпочитают видеть у ее руля безропотных исполнителей.

При этом расхожее мнение, что регулятор может использоваться лишь как рычаг давления на участников энергорынка, ошибочно. Нацкомиссия — прекрасный координатор действий условно неподконтрольного президенту премьер-министра. С этим утверждением Арсений Яценюк согласится после первого же возможного отказа ведомства Дмитрия Вовка пересматривать внутренние тарифы на энергоресурсы, от которых во многом зависит доходная часть бюджета. Впрочем, пока первым политикам страны удается находить общий язык. Поэтому есть надежда, что ожидаемое наихудшее — всего лишь замораживание качественных реформ энергосектора, одной из которых является перевод участников рынка на прямые договоры.

Рычаги блекаута

Государственное регулирование предприятий, работающих в сферах электроэнергетики, тепло- и водоснабжения, а также участников нефтяного и газового рынков осуществляет НКРЭКУ. В каждой из этих областей регулятор должен сбалансировать интересы лицензиатов, их клиентов (потребителей) и государства. Эта задача без преувеличения является архисложной, так как участники рынка всегда стремятся выбить в нацкомиссии максимальный тариф на свои товары и услуги. А власть требует прямо противоположного, опираясь на политическую целесо­образность. Это противоборство особенно обостряется в период парламентских и президентских выборов. Поэтому де-факто основной функцией руководства НКРЭКУ является не столько госрегулирование топливно-энергетического комплекса, сколько лавирование между интересами всех его участников.

В перерывах между этими процессами НКРЭКУ принимает активное участие в формировании доходной части бюджета своих кураторов. Например, в бытность президентом Виктора Януковича активно развивалась тема "зеленых тарифов". Таким образом, тогдашний глава нацкомиссии Сергей Титенко оправдывал доверие основателя группы Activ Solar Андрея Клюева, с подачи которого и был назначен на эту должность. При этом иногда регулятор не стеснялся вручную подстраивать правила игры на рынке под его участников. Лучше других об этом знает Ринат Ахметов, который несколько лет назад проводил агрессивную скупку государственных теплоэлектростанций страны. В этом процессе он столкнулся с правилом, запрещавшим концентрировать в одних руках предприятия, совместно производящие более 25% электроэнергии на внутреннем рынке. Но благодаря оперативной реакции нацкомиссии в 2010 году эта планка была сдвинута до 33% общего годового объема произведенной в стране электроэнергии.

Нынешний куратор НКРЭКУ Петр Порошенко не имеет особых интересов в энергетике. Поэтому, полагают эксперты, он попытается использовать возможности регулятора для компенсации полномочий, отобранных у него в результате конституционной реформы.