Молочные реки станут проблемой

В погоне за прибылью молочники переориентируют производство на экспорт и оставят отечественных потребителей без качественных молокопродуктов

Производители со страхом ожидают начала сезона "большого молока". В этом году впервые отечественный молочный рынок столкнется не с дефицитом, а с переизбытком сырья. И если весной перерабатывающие предприятия не решат проблемы со сбытом, в середине года коровы дружной гурьбой отправятся на скотобойни.

Как отмечает экономист департамента технического сотрудничества FAO Андрей Ярмак, сегодня на украинском рынке запасов молокопродукции на 7–10% больше, чем в 2013 году. Увеличивающееся предложение молока грозит обвалить закупочные цены.

"Проводя "индивидуальные беседы" с фермерами и агрохолдингами, перерабатывающие компании постепенно снижают стоимость. С января молоко успело подешеветь в среднем на 5–10 копеек — до 4,50–4,90 грн./кг (от хозяйств) и до 2,60–3,15 грн./кг (от населения)", — рассказывает директор информационной компании "Инфагро" Василий Винтоняк.

Владелец компании "Агросервис­ЛТД" Александр Сазонов говорит, что отсутствие перспектив для хозяйства заставит его вырезать стадо, чтобы не остаться в убытках. Сокращать поголовье из­за нерентабельности молочного бизнеса будут и другие хозяйства. СХП "Агрох­Виста" и СООО "Славутич", входящие в Ассоциацию производителей молока, уменьшают стадо вполовину, поскольку продавать говядину выгоднее, чем молоко. С учетом этих реалий Союз молочных предприятий отредактировал свой прогноз развития отрасли: вместо обещанного роста производства молока на 3,7% аналитики теперь ожидают падения.

ЭКСПОРТ ВЫРОС ВОПРЕКИ

Закрытие российского рынка больно ударило по карману отечественных переработчиков.

"Из­за наличия на складах предприятий больших остатков товарных запасов участники рынка вынуждены были заморозить значительные оборотные средства", — признается председатель Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский. К примеру, вместо 59 тыс. т (как в 2013 году) за рубеж отправилось всего 19,5 тыс. т сыров. Несколько месяцев назад сыроварам экстренно пришлось перестраивать свое производство под выпуск сухого молока и сливочного масла. "Эти продукты не особо прибыльны (маржинальность сухого молока и масла в четыре раза ниже, чем сыра, производимого для России. — Ред.), но все же лучше, чем ничего", — говорит председатель правления ПАО "Дубномолоко" Олег Волошин.

Чтобы улучшить финансовое положение, переработчики попытались использовать избыток сырья для переориентации на экспортные рынки. Активная работа по "серым" схемам, в том числе реэкспорт через Беларусь при участии в этих операциях местных компаний, а также несовершенство российского законодательства позволило отечественным переработчикам, несмотря на сырное эмбарго, заметно нарастить объемы поставок за рубеж.

По итогам 2014 года почти вдвое увеличился экспорт сырных продуктов, в 2,5 раза — сухого молока, в 3,7 раза — сливочного масла, на 73% казеина, на треть — молочных консервов. Однако в текущем году сыры автоматически выбывают из разряда экспортных продуктов, поэтому первое "большое молоко" сыроделам вряд ли понадобится: его придется отправлять на сушку.

В планах компаний — увеличить экспорт сливочного масла и сухого молока на 20% и таким образом нивелировать негативные влияния рынка. "Сезон массового производства сливочного масла, несмотря на очень низкие цены на внешнем рынке на этот товар, обещает быть ранним", — считает Олег Волошин.

КЕМ ЗАМЕНЯТ РОССИЮ

По сути, в прошлом году в отрасли случился настоящий прорыв: и производство и переработка молока одновременно увеличились в объемах. Причем из 11,2 млн. т сырого молока более 5 тыс. л надоя обеспечили именно промышленные сельхозпредприятия. Таким образом они решили вопрос с нехваткой сырья, на что прежде регулярно жаловались переработчики.

Как отмечает Вадим Чагаровский, поиск новых рынков сбыта сегодня задача номер один. Это будет непросто. По оценкам аналитика Dragon Capital Наталии Шпигоцкой, полностью компенсировать потерю российского рынка за один год вряд ли удастся.

К примеру, хваленый рынок ЕС для украинской молочки бесперспективен. Принятие долгожданных для животноводов законов о безопасности пищевых продуктов и идентификации животных ситуацию не спасает. Даже если Евросоюз выделит в июле квоты на экспорт (сухого молока и сливочного масла — по 1,5 тыс. т, молока — 8 тыс. т), ни сырье, ни переработанную продукцию там реализовать не удастся. Причина — слишком высокая конкуренция со стороны местных компаний.

После введения РФ запрета на импорт европейцы не знают, что им делать с перепроизводством своей собственной продукции. "Квоты ЕС на экспорт являются скорее пародией на сотрудничество. Отечественным компаниям лучше налаживать связи с рынками Азии и Африки", — считает Чагаровский.

"Новые покупатели — в основном из мусульманских стран", — подтверждает исполнительный директор компании "Милкиленд" Анатолий Юркевич. В то же время надежды на давно обещанные правительством поставки молокопродуктов в Китай невелики — процесс уж слишком затянулся.

УКРАИНЦЕВ НАКОРМЯТ ФАЛЬСИФИКАТОМ

На фоне рекордной девальвации гривни переработчики будут стремиться выпускать лишь те продукты, которые можно реализовать за пределами страны за валюту. К примеру, вместо традиционных сыров (их производство сократится как минимум на 20–25%) переориентируются на технологию сыра "Чеддер", который в отличие от "Российского" является одним из трех биржевых товаров. Кроме того, продолжат выпускать сухое молоко и сливочное масло. Но помня о постоянных российских претензиях к составу продукта, экспортировать молочную халтуру компании не рискнут.

Однако это вовсе не означает, что эти же молокоперерабатывающие предприятия готовы поить и кормить украинцев продуктами высокого качества.

По данным исследований Центра независимых потребительских экспертиз "Тест", в Украине фальсифицируется в среднем 16% молочной продукции. В частности, результаты идентификации жира (молочного или растительного) свидетельствуют о том, что в сметане разных брендов данный показатель достигает 38%, в сливочном масле — около 23%. По словам заместителя директора центра "Тест" Нины Кильдий, в популярном "Российском" сыре уровень фальсификации достигает 32%. Растительные жиры обнаружены и в дорогих отечественных сырах вроде моцареллы.

И хотя, как утверждает Василий Винтоняк, украинцы все чаще отдают предпочтение дешевой, низкомаржинальной молочке, это еще не повод подсовывать потребителям фальсификат. Тем более что в феврале ожидается традиционный всплеск спроса на сметану, сливки, молочные десерты. Химича с качеством, молокоперерабатывающие компании при этом не стесняются ежемесячно повышать цены на свой товар. С начала года многие производители подняли их сразу на 5–7%, аргументировав такое решение потерей субсидий и увеличением в себестоимости доли сырьевой составляющей.