Железнодорожная контрреволюция
Сможет ли Кабмин вернуть государственный контроль над одной из железных дорог?
Юго-Западная железная дорога фактически подтвердила, что выходит из подчинения Кабмина: на своем официальном (!) сайте администрация ЮЗЖД опубликовала новость – "17 марта 2015 года решением суда остановлено действие распоряжения Кабинета Министров Украины от 11.03.2015, которым Тягульского В.Г. назначено и.о. начальника ЮЗЖД, таким образом подтверждена правомерность действий Кривопишина А.М. в части возложения обязанностей на время своего отстранения на первого заместителя ЮЗЖД Федорка И.П."
Формально ЮЗЖД прикрывается судебным решением. Но официальный сайт умалчивает, какой именно суд его вынес – довольно странный момент, согласитесь. Особенно учитывая особенности принятия таких решений системой, все еще ожидающей люстрации и анктикоррупционных мер. Иными же словами предприятие посчитало, что распоряжение ее начальника все же имеет больший вес, нежели решение главы правительства.
Что же заставило компанию фактически объявить о своей независимости от центральных органов власти? В начале месяца в программе "Наші гроші" телеканала ZIK вышел сюжет о начальнике ЮЗЖД Алексее Кривопишине. Журналисты, выяснили, что чиновник за деньги "Укрзалізниці" на месте ведомственного санатория под Киевом возвел частный комплекс "Олимпик Вилледж". Элитный объект построен на 11 гектарах земли, принадлежавших здравнице государственного предприятию "Украинский центр обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте" (УЦОП). Как рассказал советник генерального директора "Укрзалізниці" по вопросам экономической безопасности Григорий Безкровный, в ходе проверки деятельности ГП выявлено, что прежними руководителями в 2001 году на базе госпредприятия было создано ЗАО с похожим названием — ЗАО "УЦОП", акционерами которого выступили работники госпредприятия. По словам Безкровного, "впоследствии акции ЗАО были сконцентрированы в руках его руководителя — Алексея Кривопишина, который позже занял пост главы Юго-Западной железной дороги. После этого основная часть прибыльных государственных активов госпредприятия была переведена руководителями ЮЗЖД на баланс ЗАО, а само ГП стало "благотворительным фондом"".
Как обнаружили, "Наші гроші", строительство "Олимпийской деревни" вела частная компания семьи Алексея Кривопишина. Однако, по свидетельствам работников железной дороги, непосредственно строительными работами занимались… сотрудники Юго-Западной железной дороги с использованием государственных материалов и средств. Сейчас объектом, по данным The Insider, управляет невестка Кривопишина Инна Полищук и его дочь Мария.
Стоит отметить, что у железнодорожников украли не только землю. По словам и. о. начальника ГП "УЦОП" Александра Гудкова, в период с 2001 по 2005 гг. компания предоставила одноименному ЗАО ряд беспроцентных ссуд и услуги финансовой помощи, что принесло государству убытки на общую сумму около 16 млн грн. Кроме того, как установили журналисты, в 2004 году ближайшие родственники Кривопишина забрали у госпредприятия в бессрочную аренду гостиницу "Экспресс" в центре столицы (контрольным пакетом акций ПАО "УЦОП" владела компания "Солід-Актив", основанная Любовью Беловой и Марией Снежко – супругой и дочерью Кривопишина).
Факты оказались неопровержимыми, и уже на следующий день после выхода телесюжета, 4 марта, премьер-министр Арсений Яценюк на заседании Кабмина отстраняет Кривопишина от занимаемой должности. В связи с подозрением чиновника в коррупции Министерству инфраструктуры поручается провести служебное расследование. В свою очередь глава Кабмина дает указание правоохранительным органам открыть уголовное производство.
Очевидно, что начальник ЮЗЖД не мог действовать сам по себе. Поэтому вполне логично, что на период расследования исполняющим обязанности главы ЮЗЖД правительство назначило нейтрального человека из аппарата железной дороги – директора по инфраструктуре Владимира Тягульского.
Но подчиняться премьеру администрация ЮЗЖД не собиралась: юристов отправили оспаривать решения Кабмина в суде, охранники тем временем просто… вытолкали нового начальника из его кабинета – и об этом вопиющем факте открыто сообщает и.о. генерального директора "Укрзалізниці" Максим Бланк.
"История с узурпированием власти на Юго-Западной железной дороге продолжается, - отметил на своей странице в фейсбук и.о. генерального директора "Укрзалізниці" Максим Бланк. - Сегодня лично представил коллективу ЮЗЖД временно исполняющего обязанности В. Тягульского. А уже через 15 минут из кабинета, в котором он проводил оперативное совещание, его вывели неизвестные в камуфляже".
По данным руководителя "Укрзалізниці", люди в камуфляже установили постоянное дежурство в здании ЮЗЖД. Выяснилось, что их ротацию боевиков обеспечивает… помощник начальника дороги Коновал. Максим Бланк информирует, что параллельно на Тягульского пытаются срочно накопать компромат: "Служебный автомобиль Юго-Западной дороги, за рулём которого сотрудник администрации Юго-Западной дороги, "по личной инициативе", за казённый счёт отправляется фотографировать дачу Тягульского".
Занявшее "круговую оборону" руководство ЮЗЖД также предприняло попытку отомстить с сотрудникам, давшим комментарии для журналистов. К примеру, их фотографии передали в охрану для запрета допуска на рабочие места, одну из сотрудниц выселили из общежития.
Сможет ли Кабмин вернуть государственный контроль над одной из железных дорог? Как пишет Forbes, "Кривопишина подозревают в наличии сильного лобби во власти по линии президента". Издание рассказывает, что в конце прошлого года высокие покровители обещали начальнику ЮЗЖД место гендиректора "Укрзалізниці". В январе в "Зеркале недели" было опубликовано большое "программное" интервью "будущего главы компании", где он подробно рассказывает о своих дальнейших шагах. Собственно, Алексей Кривопишин и сам подтвердил Forbes, что проходил собеседование в Мининфраструктуры "по просьбе министра".
"Под прикрытием конкурса была разыграна комбинация, - сообщают на условиях анонимности источники в Мининфраструктуры. – Была договоренность, что комиссия объявит финалистов, без опыта работы на железной дороге. Профсоюзы моментально возмутятся, напишут на руководство страны гневные письма, и тогда, якобы с учетом общественного мнения, на место генерального назначат железнодорожника – Кривопишина".
Существование таких договоренностей подтверждают источники издания. "После отсрочки объявления результатов конкурса Кривопишин всю неделю королем ходил по управлению", – отмечает Forbes со ссылкой на одного из сотрудников ЮЗЖД. Увы, комбинация была разрушена самими же сослуживцами всесильного начальника, которым надоело молчать: в результате появилось скандальное расследование, поставившее крест на карьере всесильного начальника ЮЗЖД. Тем не менее, считают эксперты, Кривопишин демонстрирует, что его еще рано списывать со счетов.
В ближайшее время станет ясно – готовы ли на Банковой и дальше поддерживать "железнодорожника в законе", рискуя придать развитию событий в "Укрзалізнице" неуправляемый характер. История с Кривопишиным - проверка для новой власти на готовность жертвовать своими политическими амбициями и сферами влияния ради борьбы с коррупцией. "Проверка Юго-Западной дороги, для меня лично - это тест на зрелость новой власти", - утверждает Максим Бланк.
Фото: пресс-служба ЮЗЖД