Системный блок
Еремеев теряет ключевой источник доходов на нефтерынке
На днях "Западная нефтяная группа" утратила безраздельное лидерство в секторе тендерных закупок нефтепродуктов. Этот факт может резко ослабить платежеспособность детища Игоря Еремеева и тем самым вынудить западноукраинского олигарха запустить новую волну списания миллиардных долгов перед внешними кредиторами.
КОНКУРСНОЕ ЧП
О смене приоритетов на тендерном поприще стало известно на прошлой неделе, когда их результаты опубликовала одна из крупнейших государственных компаний страны — "Укрзализныця". В соответствии с подведенными итогами партия 100 тыс. т дизтоплива будет поставлена ЧП "ОККОБизнес Контракт", контролируемого "Концерном Галнафтогаз" Виталия Антонова. На этом объеме дизеля ЧП заработает более 2 млрд. грн. Но куда больше удивляет то, что новый конкурсный фаворит никак не связан с "Западной нефтяной группой" Игоря Еремеева, которая несколько лет была фактически единоличным поставщиком горючего для железнодорожников.
Для того чтобы понять масштаб деятельности Игоря Мироновича, достаточно сказать, что одна только аффилированная с ним компания ООО "ВОГ Аэро Джет" за последние пару лет выиграла тендеров примерно на 7 миллиардов гривен. Но, судя по последнему развитию событий, у структур луцкого бизнесмена времена безмятежной гегемонии в прошлом.
Эту нишу подчиненные Игоря Еремеева потеряли явно не по своей инициативе, поэтому произошедшая тендерная революция породила целый ряд слухов. Один из них — повышение публичности конкурсов, после чего побеждать в них стали авторы самых выгодных предложений, а не участники предварительных договоренностей. В эту версию, например, верят в компании Антонова.
"Мы абсолютно удовлетворены результатами тендера на закупку нефтепродуктов для ГП "Укрзализныця". В течение двадцати дней ждем акцепт конкурса. Торги прошли прозрачно", — заявил директор департамента поставки и логистики нефтепродуктов "ОККОБизнес Контракт" Сергей Стоянский.
Комитет конкурса не стал тянуть с одобрением — уже 12 июня предложение ЧП было акцептировано, что свидетельствует об окончательном и бесповоротном результате тендера. Кроме этого, есть и другие аргументы в пользу его прозрачности. Ну, хотя бы то, что раскрытие предложений участников конкурса осуществлялось в условиях беспрецедентной трансляции в прямом эфире по Интернету.
Но у романтического объяснения смены тендерного гегемона есть свои слабые стороны. Главная из них — Закон "Об осуществлении государственных закупок", на основании которого проводятся все государственные тендеры, был принят еще в прошлом году. При этом предусмотренная им объективная оценка предложений участников вовсе не мешала структурам Игоря Еремеева держать под контролем тендерную нефтепродуктовую нишу: например, в марте этого года "Укрзализныця" закупила у ООО "Вог Аэро Джет" 100 тыс. т дизтоплива на 2,4 млрд. грн.
ПРИВАТДОЦЕНТ
Этот факт заставляет искать другие причины смены тендерных фаворитов. Сплетники предполагают, что произошедшее могло быть результатом кропотливой латентной работы днепропетровского магната Игоря Коломойского. У лидера "Привата" для этого есть как минимум одна веская причина: не без участия Игоря Еремеева пару месяцев назад днепропетровская группа утратила оперативный контроль над государственным транспортировщиком нефти ПАО "Укртранснафта".
Этот факт нанес существенный удар по интересам днепропетровцев, потому что для них "Укртранснафта" была не только финансовым донором, но и предприятием, с помощью трубопроводной инфраструктуры которого на "приватовский" Кременчугский НПЗ поставлялись контрафактное нефтяное сырье и продукты.
Прямого интереса Игоря Коломойского в том чтобы занять тендерные позиции "Западной нефтяной группы", скорее всего, нет. Во-первых, потому что "Приват" никогда не входил в число крупнейших поставщиков импортного горючего, которое в основном и закупается на государственных тендерах. Во-вторых, днепропетровская группа всегда была сосредоточена в первую очередь на обеспечении горючим собственной сети автозаправочных станций. А изза постоянных перебоев с загрузкой кременчугского завода решать эту задачу удается ей далеко не в полном объеме. Например, с начала 2015 года АЗС "Привата" были обеспечены горючим "Укртатнафты" на 80%. В таких условиях ожидать появления компаний Игоря Коломойского на нефтепродуктовых тендерах "Укрзализныци" вряд ли стоит.
Зато практически безошибочно можно утверждать, что приватовцы заинтересованы в финансовом ослаблении Игоря Еремеева, которое повышает их шансы на поглощение нефтяного конкурента. Или как минимум на снижение его активности на рынке.
Другое дело, если "Западная нефтяная группа" почувствует внутренний финансовый кризис, она всегда сможет ослабить его давление за счет внутренних решений. По крайней мере, так было в течение последних двух лет, когда ликвидированными оказались сразу несколько близких Еремееву компаний (ООО "Систима Ойл", ООО "МаршалТрейдОйл", ООО "НефтеКредитИнвест", ООО "Континент Нефте Трейд"), похоронивших с собой сотни миллионов гривен долгов.
Теперь в аналогичной группе риска могут оказаться нынешние топливные фавориты Еремеева — "Континиум", "Торговый дом "Континиум-Галичина", "Золотой экватор", "Справа наша", "Дельта Вест Ойл Групп", "Вест Ойл Групп", а также группа компаний, объединенных брендом "Западная нефтяная группа".
Фото: PHL