Главная Новости Бизнес Кто наживается на рынке труда
commentss НОВОСТИ Все новости

Кто наживается на рынке труда

На многочисленных курсах, тренингах и мастер-классах обещают научить всему — от азов IT до нюансов hand-made 

10 марта 2016, 12:23
Поделитесь публикацией:
Кто наживается на рынке труда

Несмотря на увеличение уровня безработицы в стране, некоторые сегменты отечественного рынка труда растут как на дрожжах. В Украине разразился бум краткосрочных образовательных проектов. Соискатели всерьез задумались о повышении своей стоимости на рынке труда.

"Делать карьеру становится трудно. Зачастую попытка сменить работу оборачивается предложением более низкой зарплаты. Поэтому многие уходят в науку, хобби, самообразование", — говорит генеральный директор рекрутинговой компании Dopomoga Катерина Скибская.

В период затянувшейся неопределенности украинцы справедливо решили: лучшее, что можно сделать в кризис, — инвестировать в самих себя. На этот запрос рынок образовательных услуг отреагировал практически мгновенно.

САМООБРАЗОВАНИЕ ВМЕСТО КОРПОРАТИВА

Возникший спрос на краткосрочное обучение эксперты связывают с несколькими причинами. Генеральный директор международной рекрутинговой компании "Форсаж" Елена Грищук считает, что высокой популярности краткосрочных и относительно недорогих образовательных программ способствовало появление у людей свободного времени. "У работников из коммерческого сектора значительно сократилась загрузка (круглосуточно, как два-три года назад, большинство уже не работает). Наличие свободного времени позволило оценить свои возможности по профразвитию и/или подработке за пределами офиса. Одни учатся, другие — продают свою экспертизу и опыт", — говорит она.

С другой стороны, ситуация на кадровом рынке, к сожалению, не в состоянии обеспечить необходимого количества вакансий для соискателей, в силу различных причин потерявших работу (переселенцы, работники лопнувших банков и т.п.). Люди вынуждены "искать себя", в том числе и на курсах.

Современный рынок труда чрезвычайно динамичен — на нем постоянно появляются новые профессии, а существующие специальности требуют регулярного апгрейда знаний. "Для работодателей по-прежнему важно наличие у соискателей сертификатов и дипломов о прохождении тренингов, курсов и т.п.", — добавляет директор кадрового бюро Charakter Анна Демидова.

Основное отличие нынешней ситуации от прежней в том, что раньше знания относились к "зоне ответственности" работодателя — наблюдался уклон в сторону корпоративного обучения. Во время растущего рынка компании часто отправляли сотрудников на учебу в рамках социальных пакетов и демонстрации своей лояльности к персоналу. Сегодня же в тренде самообразование.

Происходит переток клиентов из бизнес-сегмента в сегмент самообразования. То же самое и с корпоративными тренерами. Как признаются рекрутеры, спрос на представителей этой профессии за последние полтора-два серьезно сократился. И в целом сегмент корпоративных тренингов сузился до минимума. "Даже фармацевтические компании и FMCG-сектор, где корпоративное обучение держалось до последнего, серьезно урезали свои бюджеты на обучение персонала на 2016 год", — говорит Елена Грищук.

ЧЕМУ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ

"На многочисленных курсах, тренингах и мастер-классах обещают научить всему — от азов IT до нюансов hand-made. Востребованы короткие программы, позволяющие получить профессиональные навыки того, что можно делать своими руками, без привязки к офису. "Курсы визажа, флористики, йоги и фитнеса помогают раскрыть "непрофильные" таланты, которые раньше были основой хобби", — объясняет Ольга Михалюк.

"Пользуются популярностью языковые курсы онлайн (например, по скайпу). Без хорошего знания иностранного языка претендовать на вакантное место с хорошей зарплатой наивно уже не только в зарубежной, но и в украинской компании", — говорит Катерина Скибская.

"Различные программные модули повышают профессиональную квалификацию. На лекциях и встречах в свободных пространствах и некафе за небольшие деньги слушателям прививают "чувство прекрасного", делятся опытом в бизнесе, личностном росте и отношениях", — говорит рекрутинг-менеджер Ольга Михалюк.

В тренде также дистанционное обучение и онлайн-формат. Вебинары и интернет-проекты по самой разной тематике размножаются как грибы после дождя. К примеру, всего за год на бесплатные онлайн-курсы Prometheus зарегистрировалось более 150 тысяч пользователей. "Украинцы не просто хотят учиться — они действительно учатся. 10% зарегистрированных пользователей нашего сайта успешно заканчивают курсы, тогда как среднемировой уровень успешности в аналогичных образовательных онлайн-платформах около 7%", — говорит основатель этого онлайн-университета Иван Примаченко.

В отличие от организаторов платных вебинаров и модульных программ Prometheus зарабатывает не на процессе обучения, а на стремлении украинцев получить заветную "корочку" — верифицированный сертификат об окончании какого-либо курса в онлайн-университете стоит денег.

Но больше всего интереса вызывают программы, связанные с IT. Директор "EPAM Украина" Юрий Антонюк рассматривает большинство доступных на рынке курсов как начальный этап, особенно для кандидатов без базового IT-фундамента. "Онлайн-курсы или краткосрочные тренинги помогают начинающим кандидатам постигать IT-профессию. Однако нужно понимать: кандидату без базового IT-образования понадобится не менее года-двух специализированных курсов и учебных проектов, чтобы попасть на реальный проект в крупную компанию", — уточняет он. В то же время IT-фрилансерам, готовым браться за недорогие задачи на виртуальных биржах труда, такое обучение вполне подходит.

КТО ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ЗНАНИЯХ

От спроса на новые образовательные форматы выигрывают все те, кто в состоянии продать свою собственную экспертизу и знания. Для людей предпринимательского склада проведение подобных мероприятий — это, по сути, дополнительный источник заработка.

Обещая обучить недостающим навыкам и умениям "быстро и недорого", новые образовательные проекты последующего трудоустройства не гарантируют.

Интересно, что поиском тренеров и лекторов для краткосрочных курсов, тренингов, мастер-классов и лекций профессиональные рекрутеры не занимаются. Хотя и признают, что сегодня на рынке труда активно формируется новый сегмент образовательных услуг с профессиональными провайдерами таковых. "Тренинги и курсы были и раньше. Не хватало цивилизованных площадок, на базе которых они бы проводились системно и регулярно", — считает Елена Грищук.

Отечественная система образования за изменениями не поспевает, поэтому сливки с нового рынка образовательных услуг снимают коммерческие компании, создающие авторские программы для незаполненных ниш, формируя спрос на них.

Площадки типа "Часописа" действуют по принципу конференц-сервиса. По сути, это ивент-мероприятия, которые продают участие в них и позволяют зарабатывать привлеченным спикерам. Цена программ зависит от формата, тренера, длительности и интенсивности — от 100 грн. до нескольких тысяч гривен. Но есть и бесплатные проекты.

"Для самих тренеров организация авторских образовательных программ увеличивает шансы на открытом рынке труда. Благодаря выстраиванию личностного бренда и формированию профессионального имени и стоимости, в частности с помощью вебинаров, тренер гораздо быстрее может получить предложение о новой работе", — объясняет Катерина Скибская.

При этом рекрутеры считают, что мода на учебу может исчезнуть, если ситуация на отечественном рынке труда стабилизируется. "Когда появится больше вакансий, львиная доля вынужденных фрилансеров вернутся в корпоративный сектор и в офисы, они предпочтут сегодняшней "вольной жизни" официальный наем", — прогнозирует Елена Грищук.

ФОТО: CSO-central

 

 

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: СВЕТЛАНА ПОПЕЛЬ
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!