Главная Новости Бизнес Экономический патриотизм идет на спад
commentss НОВОСТИ Все новости

Экономический патриотизм идет на спад

Через два-три года 70% брендов исчезнет, остальным придется постоянно предлагать потребителям актуальные идеи, на которые будет спрос

16 марта 2016, 14:09
Поделитесь публикацией:
Экономический патриотизм идет на спад

Всего год-полтора назад "экономический патриотизм" в Украине был потребительским трендом номер один. Многие отечественные товары покупались просто на эмоциях, с желанием поддерживать своих в тяжелое время и иметь собственную айдентику.

Ныне ситуация изменилась. По словам директора по маркетингу интернет-магазина одежды и обуви Le Boutique Юлии Шиловой, потребители пересмотрели свое отношение к отечественным торговым маркам. "Люди сегодня не в том финансовом положении и настроении, чтобы переплачивать только за факт поддержки национального производителя. Отдавать последние деньги за качество, в котором они не уверены, украинцы больше не хотят", — говорит она.

 В ЧЕМ ПРОСЧИТАЛИСЬ ДИЗАЙНЕРЫ

Серьезная девальвация и патриотический запрос украинцев позволил появиться огромному количеству украинских брендов одежды в уличной и повседневной моде (так называемом сегменте streetwear). По оценкам организатора Ukrainian Fashion Week Ирины Данилевской, в 2014–2015 годах появилось свыше 100 локальных модных брендов.

Несмотря на увеличение количества и площадей в "профильных маркетах" под отечественными модными торговыми марками, естественный рыночный отбор заметно ужесточился. Многие ТМ, к сожалению, оказались, однодневками, не нашедшими общего языка с поставщиками, фабриками и розницей.

Во-первых, большинству юных брендов не хватает системного подхода. "Некоторые дизайнеры грешат выпуском единичных вещей, что не дает конечному потребителю возможности выбора, а ретейлеру — возможности полноценно представить бренд. Не хватает размерной сетки и разной цветовой гаммы. Актуальным остается и вопрос качества швов и подбора материалов. И как бы ни хотелось все списать на юность и неопытность, чаще всего, к сожалению, это просто халатность по отношению к делу", — считает совладелица магазина "Окно во двор" Анна Шепилова.

Другая проблема отечественных производителей — гонка за прибылью. "Украинским брендам стоит задуматься о ценах и целесообразности создания тех или иных вещей. Их создателям реально не хватает терпения. Поэтому часто за сырой продукт потребитель платит завышенную цену. Зачастую дизайнеры придумывают красивые модели и подбирают неплохие ткани, но на этапе подбора швеи или цеха происходит качественный провал", — говорит владелица шоу-рума "Мякоть" Ника Хтоцкая.

Третья проблема — отсутствие индивидуальности. На fashion-рынке в прошлом году брендов made in Ukraine стало в разы больше из-за бума стартапов по пошиву вышиванок, платьев, свитшотов и футболок. Однако при этом рост швейного производства на 47% и обувной отрасли на 54% в 2015 году предприятиям обеспечили совсем не патриотически настроенные потребители, а массовые партии госзаказов со стороны МВД и Минобороны.

Кроме того, отечественным брендам не хватает тайминга и планирования, считает владелица магазина "482" Катерина Подольская. "Многие не понимают, что осенняя коллекция должна быть отшита уже в августе, теплая зимняя — в середине октября, новогодние наряды должны быть в рознице уже с начала декабря. Некоторые из молодых брендов предлагают ретейлерам представить вещи из коллекции осень-зима по оригинальным ценам как раз перед католическим Рождеством (в период традиционных скидок и распродаж)", — отмечает эксперт.

 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕРЕСТРОЙКА

Для украинской моды важно суметь перейти от "печати герба на футболке" на следующий этап. По словам Ирины Данилевской, сегодня на рынке производства одежды много случайных игроков. "Через два-три года 70% брендов исчезнет, остальным придется постоянно предлагать потребителям актуальные идеи, на которые будет спрос, и инвестировать финансовые ресурсы в собственный бизнес", — отмечает она.

Как организатор фестиваля Made in Ukraine Юлия Савостина добавляет, что сегодня отечественные производители заметно разделились на две большие группы. Первые осознают, что волна экономического патриотизма не вечна, но она — уникальный шанс показать себя. Они нанимают

маркетологов, снимают рекламу, делают "прозападные" инстаграммы, меняют названия-этикетки, открывают шоу-румы, договариваются с магазинами и работают, пытаясь переманить хоть немного клиентов от зарубежных лидеров масс-маркета. Вторые — это предприниматели, твердо убежденные, что им "все должны". У этих с клиентоориентированностью по-прежнему плохо.

Что будет дальше? Кризис и рынок расставят все по своим местам. Выживут только адекватные, те, кто пришел с долгосрочной стратегией и бизнес-планом, готов улучшать качество и технологичность изделий и при этом держать конкурентную цену, кто готов работать с сервисом и маркетингом и превращаться из стартапа в бизнес.

 Discovery

Лекарства и продукты держат цены

Наиболее сильный прирост отечественной продукции наблюдается на фармацевтическом рынке. По данным аналитической системы исследования рынка "PharmXplorer"/"Фармстандарт" компании Proxima Research, доля украинских лекарственных средств (в упаковках) в 2015 году увеличилась на 5,1% — до 76,7%. При этом темпы прироста в денежном выражении у отечественных препаратов оказались вдвое выше — цены на них поднялись в среднем на 35,2%, тогда как на импортные — в среднем на 14,9%.

Однако из-за того, что импортные лекарства в абсолютном стоимостном выражении стоят гораздо дороже, отечественные пациенты предпочитают приобретать более доступные по цене генерики отечественного производства.

"После принятия правительством прошлой осенью решения об отмене наличия в фармрознице обязательного перечня лекарств (так называемых социальных препаратов), в 2016 году ситуация с номенклатурой аптечных продаж может заметно измениться. Доступные по цене препараты отныне будут отсутствовать в аптеках на вполне законных основаниях. И это отрицательно скажется на продажах украинских лекарств", — считает заместитель гендиректора компании SMD Евгений Живодерников.

Что касается продтоваров, по данным Госстата, доля продаж товаров украинского производства в структуре розничных сетей выросла всего на 0,9% (59,2% в 2015 году против 58,3% в 2014 году). Причем показатель в структуре розничных продаж отечественных продуктов питания хотя и остается самым высоким — 85,5%, однако уже несколько лет практически не растет (85,1–85,3% в 2013–2014 годах).

ФОТО: ProUktainu.info



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: СВЕТЛАНА ПОПЕЛЬ
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!