Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Украинцы все чаще страдают от интернет-мошенников. Те, пытаясь заполучить деньги со счетов, нацеливаются уже не столько против банков, сколько против рядовых граждан.
Жертвой преступников стал каждый 80-й украинец, пишет UBR. Если тенденция сохранится, в конце текущего года каждый 30-й гражданин нашей страны уже может в той или иной мере пострадать от мошенничества с платежными инструментами.
Самым распространенным в Украине является мошенничество с банковскими картами, когда злоумышленники звонят жертве и представляются сотрудниками украинских финучреждений.
Но нередко аферисты представляются сотрудниками правоохранительных органов, Пенсионного Фонда, крупного банка или даже НБУ. Даже сам регулятор заявил, что обеспокоен волной афер в Украине.
Если ранее подобных жалоб поступало не более десяти за день, то сейчас – до 15. Таким образом, в месяц жертвами мошенников становятся примерно 400 человек, а ущерб оценивается в сотни тысяч гривен.
Цель мошенников, которые названивают украинцам, проста – выманить конфиденциальные данные карты. Нередко пишут эсэмэски, на которые граждане откликаются сами (например, сообщают о блокировке банковской карты или о надбавке к пенсии).
В личном телефонном разговоре мошенник старается убедить человека сообщить данные карты (номер, срок действия, трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVV2/CVC2, а также пароль из СМС от банка). Аферист говорит, что данные якобы нужны для разблокировки карты, зачисления платежа/надбавки на карту и т.д.
Как вариант, злоумышленники могут прислать человеку СМС о выигрыше в несуществующей акции (автомобиля, квартиры, денег). Специально "под акцию" мошенники даже могут создать сайт. Указанные на нем номера телефонов колл-центра на самом деле ведут к аферистам.
Цель мошенников – убедить человека перевести им деньги (говорят, что для получения выигрыша нужно заплатить налог, за полис каско либо за доставку выигранного автомобиля и т.д.).
Мошенник убеждает человека отправиться к банкомату, чтобы якобы "получить деньги" на карту. Далее руководит действиями человека, убеждая его, что он переводит деньги с чужой карты на свою. Тогда как на самом деле средства двигаются в обратном порядке – на чужую карту.
Как выяснили правоохранители, большая часть мошеннических звонков поступает из мест лишения свободы. По закону заключенные имеют право совершать звонки с мобильных телефонов. Кроме того, у них могут быть сообщники.
Главный совет, который дают банкиры и киберполиция, – это никому не сообщать по телефону ПИН-коды, CVV-коды и прочие данные своих карт. Единственное, что можно назвать, – это номер банковской карты.
Еще одним трендом этого года является рост количества фишинговых сервисов денежных переводов, которые позволяют преступникам в режиме реального времени подменять суммы переводов и номера карты получателей денежных средств.
А с приближением лета и сезона отпусков особенно осторожным нужно быть при заказе авиабилетов в Интернете – буквально на днях был обнаружен сайт-клон одного из таких сервисов. Внешне отличить его от оригинала практически невозможно. Заманивают на такие сайты украинцев зачастую "невиданными" скидками, низкими ценами и комиссиями.
Также преступники создают фишинговые сайты, которые маскируются под онлайн-сервисы для пополнения мобильного телефона и/или денежных переводов. Жертва вводит в платежной форме такого сайта конфиденциальные данные своей карты, которые оказываются у преступников. Злоумышленники пытаются снять деньги с карты, совершая денежные переводы с нее.
В других случаях мошенническая программа подменяет данные карты получателя денег (в некоторых случаях программа может подменить и сумму перевода). Деньги будут моментально списаны с карты отправителя и уйдут на карту мошенника, чей номер программа подставит.
Злоумышленники используют платную рекламу, чтобы повысить рейтинг своих сайтов (и те оказались первыми в поисковой выдаче Google и Yandex после введения запроса "пополнить мобильный" или "перевести на карту").
Обсуждения
Новости партнеров
Новости