Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
"Комментарии" вместе с экспертами разбирались, как в правительстве видят ближайшее будущее нашей страны.
Особенный документ
Для начала отметим, что даже после одобрения Кабмина текст документа в открытый доступ выкладывать не торопились. Ситуацию исправил член бюджетного комитета Верховной Рады Украины Ярослав Маркевич, выложивший проект на своей странице в Facebook.
"Сегодня заложен старт нового бюджетного процесса – Кабмин утвердил проект Бюджетной резолюции на 2018-2020 годы. В этом году этот финансовый документ особенный: в Украине наконец-то вводится среднесрочное бюджетное планирование. Открыты горизонты на ближайшие три года. Теперь каждый может увидеть, каково стратегическое видение развития страны, какие планы у власти", — написал Маркевич и добавил: "Не понимаю, зачем скрывать уже одобренный Кабмином документ? Бюджетную декларацию приняли – значит, текст должен быть доступен всем желающим!"
О курсе
Возможно, в правительстве не торопились предавать документ огласке, опасаясь жесткой критики? И она не заставила себя долго ждать. Свое резюме по результатам изучения Бюджетной резолюции вынес соавтор налоговой реформы Даниил Монин: "Зрада жесткая с проблесками болота, которое будет подаваться под соусом улучшения жизни".
Начнем с того, что волнует практически всех – с курса доллара. За последние годы стало окончательно ясно: именно от девальвации гривны в огромной степени зависит наше благосостояние. Потому что гривна может обвалиться в разы, но индексировать зарплаты и пенсии ни работодатели, ни правительство не торопятся.
Судя по прогнозу, больших провалов правительство от гривны не ждет. На 2018-й курс национальной валюты прогнозируется на уровне 29,3 грн./доллар, на 2019-й – 30,5 грн., на 2020-й – 31 грн. за доллар. Однако Даниил Монин считает, что и эти цифры убедительно говорят: государство показывает, что оно не способно держать курс.
Эксперт напоминает: еще год назад в правительстве прогнозировали совсем другой курс: 27,8 грн. за доллар на 2018-й и 28,4 грн. за доллар на 2019 год. А ведь стабильность курса — это не только прекращение обесценивания доходов украинцев, но и стимул для иностранных инвесторов: инвестировать в страну, где стоимость активов постоянно падает, неинтересно никому.
В то же время экономист Андрей Мартынюк считает, что постепенная запланированная девальвация гривны нанесет экономике гораздо меньший вред, чем эффект "сжатой пружины", при котором национальная валюта может годами удерживаться на определенном уровне, а потом происходит катастрофический обвал.
О минималке
Судя по документу, правительство планирует продолжать увеличивать прожиточный минимум, минимальную зарплату и, соответственно, минимальный платеж ЕСВ для предпринимателей.
Итак, планируется, что минимальная зарплата будет составлять:
с 1 января 2018 года — 3723 грн.,
с 1 января 2019 года – 4173 грн.,
с 1 января 2020 года – 4425 грн.
Должностной оклад сотрудника первого тарифного разряда Единой тарифной сетки:
с 1 января 2018 года — 1762 грн.,
с 1 января 2019 года – 1921 грн.,
с 1 января 2020 года – 2073 грн.
А прожиточный минимум вырастет за три года с 1700 грн. (с 1 января 2018 года) до 2139 (с 1 декабря 2020 года). При этом прожиточный минимум для трудоспособных соответственно увеличится с 1762 грн. до 2218 грн.
- Обещанный рост минимальных зарплат никого не должен вводить в заблуждение, — считает экономист Александр Дудчак. – Дело в том, что для увеличения реальных доходов населения как не было, так и нет таких объективных оснований, как например, рост производства и экспорта. Так что все эти "прогнозы" — очередная "рекламная лапша" к выборам, не исключено, что внеочередным. Кроме того, повышая минималку, украинское правительство руководствуется не заботой о населении, а исключительно возможностью собрать побольше налогов, и эта задача успешно выполняется.
О макропоказателях
Презентуя документ, в Кабмине отметили, что проект Бюджетной резолюции до 2020 года является примером нового процесса планирования государственных финансов на среднесрочную перспективу и предусматривает рост украинской экономики на 4% до 2020 года, снижение инфляции до 5%, снижения дефицита бюджета до 2% и снижения доли долга до 55% ВВП.
Более подробное изучение документа позволяет понять, как именно из года в год должны меняться макроэкономические показатели.
Итак, ВВП за три года вырастет на 3%, 3,6% и 4% соответственно.
Инфляция будет снижаться до 7%, 5,9% и 5%.
Уровень безработицы также будет постепенно, хотя и незначительно снижаться: 9,1%, 8,9% и 8,5% соответственно.
Авторы документа пояснили: оптимистический сценарий макроэкономического прогноза предусматривает более высокие темпы экономического роста – по 4% в 2018-2019 годах и 5% в 2020 году, что позволяет рассчитать более позитивную динамику прочих показателей.
Пессимистический сценарий построен на допущениях относительно негативной динамики внешнеэкономической конъюнктуры и предусматривает замедление экономического роста до 1,2% в 2018-м, 1% в 2019-м и 1,7% в 2020 году.
О реформах
Что касается обещанных реформ, то, эксперты, проанализировав текст документа, пришли к выводу: пенсионной реформы вероятнее всего не будет – вместо этого будет коррекция солидарной системы, которую и будут некоторое время называть "реформой".
- Медицинская реформа, вероятно, стартует, — считает Даниил Монин. – Но, судя по всему, настолько постепенно, что мы можем этого не заметить. В Высшем образовании начнут внедрять принцип "деньги за студентами", а не за вузами, но это будет касаться приоритетных специальностей, пока неясно каких. Также запланировано объединение отраслевых академий наук в единую Национальную Академию Наук — структурная реформа. Относительно адресности социальных выплат: направление движения обозначено, но о полной монетизации речь, скорее всего, не идет.
Впрочем, делать однозначные выводы и строить далеко идущие планы пока все же рано. Ведь авторы Бюджетной резолюции изначально пояснили: заложенные макропоказатели являются базовым уровнем и могут быть скорректированы на основании уточнения статистических данных, изменения текущей социально-экономической ситуации и сценарных условий функционирования экономики с учетом внутренних и внешних рисков и угроз развитию экономики. В случае принятия Кабмином решения об уточнении основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2018 год, они будут учтены во время подготовки Государственного бюджета на 2018 год.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости