Два года с запуска ЗСТ с ЕС: что изменилось в Украине
Стало известно, как зона свободной торговли повлияла на украинский экспорт
В январе 2018 года исполнилось ровно два года с момента запуска зоны свободной торговли с Евросоюзом. Об этом пишет Маркер.
Подписав договор, Кабмин обязался внедрять евронормы, доводить уровень продукции до стандартов ЕС, снимать барьеры для торговли европейских компаний в стране и т. д. По данным Украинского центра европолитики, Украина должна была приблизить в отечественном законодательстве к европейским нормам около 58 обязательств в секторах электричества, окружающей среды, публичных закупок. По состоянию на 2017 год из общего списка выполнено всего 9 обязательств, 41 находилось в процессе, а ещё 8 вовсе не адаптировались.
В Министерстве экономического развития и торговли Украины отмечали, что в результате уменьшения и отмены пошлин с ЕС украинские экспортеры будут экономить 487 млн. евро ежегодно, однако в реальности эта цифра оказалась завышенной почти в два раза.
На самом деле дверь европейского рынка приоткрылась для Украины ещё в апреле 2014 года, когда украинские производители получили на рынке Евросоюза ряд автономных преференций. Из 27 предложенных категорий товаров украинские производители использовали возможности на 100% всего по 10 позициям, включая кукурузу, пшеницу, мед, соки, томатную пасту, ячменную крупу и муку. С вступлением в силу соглашения о зоне свободной торговли этот список был расширен до 36 категорий, но сам принцип квотирования ввозимого товара никуда не делся.
После исчерпания квоты на определённую категорию товара, продолжать поставлять продукцию можно, но уже оплачивая установленную европейским законодательством пошлину. К примеру, таможенная ставка ЕС на пшеницу составляет 95 евро за тонну, ячменя и чеснока — 93 евро/тонна, пошлина за тонну овса — 89 евро, ставка на яблочный сок — 36,5%+121 евро за тонну. Меньше всего берут на европейской таможне за провоз 1 тонны кукурузы — всего 5,35 евро. Видимо именно поэтому в 2017 Еврокомиссия не возражала против повышения квоты на полмиллиона тонн этой продукции, что, впрочем, не помешало Минагрополитики Украины выставить это, как крупное достижение отечественной дипломатии.
По мнению крупных производителей система квотирования связана практикуемой в ЕС политикой защиты внутреннего производителя, когда для иностранного поставщика создаётся неконкурентная среда и импортный товар стоит немного дороже, что делает его непривлекательным для потенциального покупателя. Некоторые эксперты связывают ужесточение политики протекционизма в Европе с санкциями, введёнными в отношении России, от которых пострадала не только РФ, но и западные концерны, потерявшие большой рынок сбыта.
До ЗТС с ЕС, Украина зарабатывала на экспорте в Европу примерно столько же, сколько и в 2017. Правда, тогда главную статью экспорта (26,2%) составляли чёрные металлы и изделия из них, а зерновым культурам доставалось всего 10,3%. Спустя четыре года ситуация с товарами в корне поменялась: за продуктами АПК — около трети от общего количества поставляемой в Европу продукции. В 2013 году доход от экспорта составил 16,7 млрд. долларов, а в 2017 в ЕС удалось вывезти товаров на сумму в 15,9 миллиардов, что стало рекордом по сравнению с предыдущими 3 годами. Впрочем, импорт в Украину из стран Европы по-прежнему существенно перекрывает экспорт.
Молниеносно выбирая квоты на поставку зерновых, сока и мёда, украинские экспортёры даже за год не используют права на беспошлинные поставки в ЕС грибов, чеснока, говядины, баранины, свинины, продуктов из обработанного молока и пр. Основная причина — несоответствие качества европейским нормам. Например, чтобы поставлять говядину, Украина должна внедрить систему мониторинга за заболеваниями животных, а также создать соответствующие стандартам требования по их забою. В итоге из 36 позиций используется менее трети.
В то же время надежды на быстрое замещение российского рынка европейским не оправдались, это мвязано с тем, что в Россию мы поставляли технологическую продукцию, а в Европу — только сырьё. Кроме того в перспективе существенного увеличения объёма квот со стороны ЕС не предвидится.
Страна, занимающая в мире первое место по поставкам подсолнечного масла, третье место по зерновым и восьмое по поставкам курятины, является слишком серьёзным конкурентом для Евросоюза.