Главная Новости Бизнес Эксперты протестировали качество автомобильного газа
commentss НОВОСТИ Все новости

Эксперты протестировали качество автомобильного газа

Cитуация с качеством автомобильного газа оказалась не столь критичной

13 ноября 2017, 12:47
Поделитесь публикацией:
Эксперты протестировали качество автомобильного газа

Рынок автомобильного газа лихорадит. Цены на популярное топливо (автопарк "на газу" составляет около 30% в целом по стране) демонстрируют бешеную турбулентность. Вначале буквально за неделю "голубое" топливо подорожало почти вдвое, потом ценники уменьшились процентов на 30. При этом многие сети ощущали нехватку ресурса – и именно фактор перебоев с поставками и привёл к ценовому ралли. Кроме того, многие эксперты отмечают, что при возникновении дефицита ресурса, на рынке резко увеличивается количество "левого" продукта сомнительного качества. В прошлогоднем исследовании эксперты обнаружили неоднозначную картину – нарушений было немало, особенно у нелегальных продавцов. Как обстоит ситуация сейчас, выясняли специалисты Института потребительских экспертиз.

Участники

В последнее время в социальных сетях многие автомобилисты жаловались на качество газа, причём обвиняли в основном крупные сети АЗС. Поэтому основное внимание эксперты уделили ряду всеукраинских сетей АЗС (Shell, ОККО, WOG, БРСМ и другие), большим сетям столицы и региона (КЛО, Luxwen) и нескольким "бочкам", т.е. незаконным заправкам. Эксперты отбирали пробы в специальный пробоотборник, после чего образцы доставлялись в лабораторию. В отличие от прошлогоднего теста, в этот раз и сетевые заправки, и "нелегалы", без проблем отпускали топливо для анализа. Правда, на "бочках" отпускали лишь при условии невыдачи фискального чека, и после лаборатории стала понятна причина.

Сколько "задувают"?

Точность налива газа – самый критикуемый водителями параметр. Многие автомобилисты замеряют пробеги, и жалуются на то, что заправляют им газа больше, чем составляет ёмкость баллона. По нормативам, недолив может составлять не более 1%, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Тем не менее, по факту результаты оказались отличные – у всех сетевых заправок точность налива выше 97%. Самый точный налив оказался при отпуске PowerGas на заправках Shell – 99,0% и БРСМ-Нафта – 98,5 процента. А вот "нелегалы" грешат недоливом – по инсайдерской информации, недолив 10% – это ещё "по-божески". Некоторые особо жадные "товарищи" умудряются обманывать водителей и на 20% от количества, указанного на счётчике. Также недолив может случаться и без злого умысла – просто "нелегалы" экономят на своевременном обслуживании колонок. В конечном итоге, потребитель незначительно выигрывает в цене, но проезжает меньшее количество километров.

В лаборатории

В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ГОСТ 27578 "Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта" по показателю "Компонентный состав". Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времён года количественное содержание смеси может быть разное – летом это приблизительно 40 : 60 (пропана к бутану), зимой же наоборот – 60 : 40. Ведь чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратур в зимний период эксплуатации.

Одним из главных моментов является также марки сжиженного газа. Основных две – ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чём разница? Первая марка – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая – более "грязный", предназначенный для бытовых нужд (например, отопления). И здесь обнаружились неприятные сюрпризы.

Европейский стандарт EN 589-2008 в разделе термины трактует автомобильный сжиженный газ как такой, который содержит незначительное количество непредельных углеводородов (пропилена, бутенов и пентанов (пентенов). В Украине пока действует ГОСТ 27578-87, который устанавливает допустимую норму непредельных углеводородов – не более 6 %. В образце, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых оказалось намного больше норматива – свыше 11%! Исходя их этих данных, данное топливо нельзя отнести к автомобильному. Кроме того, в газе из "бочки" также оказалось мало пропана – 33% при норме не ниже 50±10%. Для автомобиля это не принесёт существенного вреда, но расход такого газа будет намного больше.

По требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6%, а для ПБА наличие остатка не допускается. Кроме того, допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже чем СПБТ (а по требованиям EN 589 – не более 50 мг/кг).

Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры. Наличие непредельных ведет к увеличению вредных веществ в продуктах сгорания. Повышенное содержание серы приводит к сокращению срока службы каталитических нейтрализаторов и загрязнению окружающей среды оксидами серы. Наличие меркаптановой серы приводит к повышенной коррозии деталей топливной аппаратуры.

В целом, все большие сети выдержали испытание, показав хорошие результаты. Лучшее соотношение показал образец Power Gas на заправках Shell — 58 пропана и 39 бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а значит, и обеспечит динамику при сохранении экономичности езды. На втором месте — автомобильный газ сети БРСМ-Нафта, с соотношением 52:44. Кстати, образец сети Shell Power Gas оказался самым "чистым", пропилена в нём оказалось всего 0,10%. Также неплохие результаты показал образец ОККО, имеющий хорошо сбалансированный состав компонентов, и низкое содержание пропилена.

И еще один немаловажный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей Luxwen и Shell.

В сухом остатке

В целом, ситуация с качеством автомобильного газа оказалась не столь критичной, чего не скажешь о ценовых колебаниях. Судя по всему, сети продают качественное топливо, украинского, белорусского или российского производства. Остаётся пожелать, чтобы поставки были ритмичными, и рынок не испытывал дефицита. Тогда и цены пойдут вниз, ведь конкуренция в этом сегмента очень высока.

Справка

Институт потребительских экспертиз – общественная организация, основанная в 2003 году, работает на принципах открытости и компетентности. Основная деятельность – проведение независимых исследований с целью определения качества социально значимых товаров с обязательным освещением результатов экспертиз в средствах массовой информации.

Испытания проводятся высококвалифицированными специалистами на современном оборудовании в лабораториях, аккредитованных УкрСепро и Госстандартом.

Кадровый состав организации на начало 2018 года насчитывает 15 человек, из них 1 доктор наук и 3 кандидата.

Сегодня в послужном списке Института – 400 лабораторных исследований, более 2 тысяч заключений, около 10 тысяч отчетных публикаций в СМИ и аналитических статей.

За время работы Институт зарекомендовал себя как объективная и независимая структура с высоким уровнем доверия со стороны потребителя. 

Experts tested autogas quality

The autogas market is in fever. The prices for popular fuel (the country fleet fueled with gas is about 30%) show a rabid turbulence. At first, in just a week, "blue" fuel has risen in price almost twice, then the price tags have decreased by 30 percent. At the same time, many networks felt a shortage of resources, and the factor of supply disruption has led to the price rally. Besides, many experts say that the lack of resources in the market is accompanied by a sharply increase in the amount of the "shadow" product of dubious quality. In last year´s study, experts found a mixed picture; there were many violations, especially on the part of illegal sellers. The specialists of the Institute of Consumer Expertise studied the current situation.

Participants

Recently, many motorists have complained about the quality of gas in social media, accusing the largest network of filling stations. Therefore, the main experts focused on a number of all-Ukrainian filling stations (Shell, OKKO, WOG, BRSM and others), large networks of the capital city and the regions (KLO, Luxwen) and a number of "barrels", i.e. illegal gas stations. The experts collected samples into a special sampler, whereupon the samples were brought to the laboratory. Unlike last year´s test, this time both filling network and "illegals" released fuel for analysis without any problem. However, the "barrels" released fuel subject to non-issuance of a fiscal receipt only, and we learned the reason after the laboratory tests.

How much is "blown in"?

Gas filling accuracy is the value most criticized by drivers. Many motorists measure the runs and complain that the volume of the gas filled is greater than the cylinder capacity. According to the standards, the shortage may be max 1%, but it is quite difficult to achieve such a result in the barrel. However, in fact, the results were excellent. All network gas stations have a filling accuracy above 97%. The most accurate filling was shown by PowerGas at Shell gas stations, 99.0%, and BRSM-Nafta, 98.5 percent. The "illegals’" sin is underfilling. According to the insider information, the 10% underfilling is a common practice. Some particularly greedy "mates" manage to cheat the drivers by 20% of the amount indicated on the counter. Also, the underfilling can happen without malice, because "illegals" save on timely servicing of columns. In the end, the consumer enjoys a much lower price, but drives lesser kilometers.

In the laboratory

In the laboratory, the samples were tested for compliance with GOST 27578 "Hydrocarbon Liquefied Gases for Motor Vehicles" in terms of the "Chemical composition." As is known, automotive gas consists of a mixture of propane and butane, and other hydrocarbons (isobutane, propylene, ethane, ethylene etc.). For different seasons, the quantitative content of the mixture may be different. In summer it is about 40:60 (propane to butane), and vice versa in winter — 60:40. The more propane the gas contains, the higher is the vapor pressure, and the better is the starting quality and performance of the fuel injection equipment during the winter.

One of the main issues is also a liquefied gas grades. There are two main ones, BPA (propane butane automotive) and PBTM (propane butane technical mixture). What is the difference? The first grade is the purified gas adapted for use in cars, and the second is more "dirty", intended for domestic use (e.g., heating). And here we revealed unpleasant surprises.

European standard EN 589-2008, in section terms, treats the automobile liquefied gas as a gas containing a small amount of unsaturated hydrocarbon (propylene, butenes and pentanes (pentenes). Ukraine applies GOST 27578-87 setting the limit of unsaturated hydrocarbons as a max 6%. In the samples taken at the illegal filling stations, they exceeded the norm a lot, reaching 11%! Based of these data, the fuel can not be classified as automotive. Besides, the gas from the "barrel" did not contain enough propane, i.e. 33%, while the standard is min 50 ± 10%. This will not cause a significant harm to the car, but the consumption of such a gas would be much greater.

According to the requirements, PBTM may contain 1.6% of the liquid residue, while BPA may not contain the residue. Besides, the permissible limit of the sulfur content in BPA is lower than in PBTM (and according to EN 589 requirements, it is max 50 mg/kg).

The presence of liquid residue in PBTM when used in vehicles leads to the residue accumulation in tanks, clogging of filters, and fuel injection equipment malfunctions. The presence of unsaturated hydrocarbons leads to an increase of pollutants in the flue gases. The increased sulfur content leads to a reduced service life of catalytic converters and environment pollution with sulfur oxides. The presence of mercaptan sulfur leads to increased corrosion of the fuel injection equipment parts.

In general, all the big networks have passed the test, showing good results. The best value was shown by Power Gas sample at Shell filling stations, 58 propane and 39 butane. This ratio ensures a more complete combustion of the mixture, and, therefore, will provide a dynamic while maintaining the driving economy. BRSM-Nafta automotive gas ranked second with a ratio of 52:44. By the way, the sample from Shell, Power Gas, was the most "pure". It contained only 0.10% of propylene. Also, OKKO sample showed quite good results due to a well-balanced composition of components and a low propylene content.

And one more important parameter is the gas density. The larger it is, the greater the mileage per tank filling, ceteris paribus. The highest values by this parameter were shown by samples from Luxwen and Shell networks.

A dry residue

In general, the situation with the quality of automotive gas was not so critical as price fluctuations. Apparently, the networks sell high-quality fuel of Ukrainian, Belarusian or Russian origin. It remains to wish that the supplies were rhythmic, and the market did not experience shortages. Then the prices will go down, because the competition in this segment is very high.

The Institute of Consumer Expertise is a non-governmental organization founded in 2003, pursuing the principles of openness and competence. Its core business is an independent research to determine quality of the socially meaningful goods subject to compulsory presentation of examination findings in the media.

The test are conducted by highly qualified experts using the state-of-the-art equipment at laboratories accredited by UkrSepro and State Standard.

The organizations staff as at the beginning of 2018 includes 15 persons, of which there is 1 doctor of sciences and 3 PhDs.

Today, the Institute track record list contains 400 laboratory research, over 2 thousand opinions, about 10 thousand reporting publications in the media and analytical articles.

For the period of its operation, the Institute proved to be an objective and independent structure enjoying a high degree of the consumer trust.

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!