Эксперт объяснил, почему 84% украинцев против концессии
По мнению специалиста, в новом законопроекте «О концессии» заложены очевидные схемы, реализация которых навредит интересам государства
Планы Мининфраструктуры передать государственные морские порты в концессию общественность расценивает как попытку ублажить олигархов, раздав им остатки ликвидных госактивов. Такое мнение выразил высказал аналитик Центра противодействия коррупции, координатор движения "Нет взяточничеству" Сергей Гула.
Эксперт прокомментировал результата опроса в популярном Фейсбук-сообществе "Порты должны быть государственными". По итогам голосования свыше полутысячи украинцев, 84% высказались против концессии госпортов. Лишь 16% поддержали идею отдать гавани частному капиталу.
"Люди не уверены, в чьи руки попадут порты. Какое у нас общее представление? Что порты передадут олигархам - нашим или российским. Они максимально истощат их, вырежут все, что можно вырезать, приведут порты в жалкое состояние. В итоге эти предприятия, вместо стратегического значения, превратятся в балласт для государства. Поэтому, большинство людей не доверяет концессиям от украинской власти", - пояснил Гула.
Опасения украинцев, по мнению эксперта, подтверждают и положения нового законопроекта "О концессии", поскольку в документе заложены очевидные схемы. В частности, право, позволяющее концессионеры получать компенсацию из госбюджета за недополученные им доходы. В цивилизованном мире, говорит эксперт, наоборот, государство приглашает концессионера с целью увеличить поступления в бюджет.
"Очевидно, что эта норма прописана под конкретного олигарха. Он возьмет в концессию объект, поработает, понесет убытки, а потом из государственного бюджета будет выкачивать деньги. Такую норму необходимо удалять, поскольку, нет смысла в такой концессии. Пусть уж лучше порт будет в государственном управлении, в госсобственности", - подчеркнул Гула.
Эксперты отрасли прогнозируют особенно горячую дискуссию в том случае, если Мининфраструктуры предпримет конкретные шаги по передаче в концессию самого крупного госпорта "Южный", доход которого в 2018 году ожидается на уровне 1,9 млрд грн. В таком случае госбюджет получит вместо 75% от нынешней суммы дохода лишь небольшой концессионный платеж.
Кроме того, как писали ранее СМИ, в случае принятия нового законопроекта "О концессии",единственным претендентом на роль концессионера на 49 лет окажется компания "Портинвест", входящая в холдинг СКМ Рината Ахметова.
Сергей Гула подверг критике попытки правительства сохранить в новом законопроекте старые сроки концессии – 49 лет. По его словам, передача частнику гособъекта, такого, к примеру, как порт "Южный", на столь длительное время, по сути, будет означать приватизацию, поскольку через полстолетия уже невозможно будет разделить то, что некогда было госсобственностью и то, что создаст за это время частник.