Мэры портовых городов выступили против предусматривающего новые налоги законопроекта
В ведущих странах мира речной транспорт освобожден от уплаты акцизного налога.
В ходе Украинского муниципального форума, организованного Ассоциацией городов Украины, инициативная группа руководителей портовых городов высказалась против новых налогов. В ходе дискуссии стало известно, что налоги предусмотрены законопроектом "О внутреннем водном транспорте". Помимо налогов, проект закона предусматривает создание нового органа по управлению внутренними водными путями, который будет наделён функцией аккумулирования средств от канального сбора.
Ситуация может привести к распылению колоссальных средств, между несколькими государственными предприятиями, ведь сегодня эти функции уже выполняет ГП "Администрация морских портов Украины". В условиях децентрализации руководители городов надеются на расширение полномочий органов местного самоуправления в части развития этой отрасли. Об этом ряд городских голов заявили в ходе Украинского муниципального форума, организованного Ассоциацией городов Украины.
По словам городского головы Николаева Александра Сенкевича, сегодня города с портами не получают на развитие инфраструктуры ни копейки портовых сборов. "Это означает, что средства, которые должны тратиться на восстановление инфраструктуры, в том числе городской, дорог, мостов, переходов, переездов, к сожалению, сегодня идут в государственный бюджет, и городу ничего не остается", - отметил он.
По его мнению, эффективным будет распределение имеющихся средств и в пользу городских общин.
Стоит отметить, что согласно законопроекту 2475-4, разработанному межфракционным депутатским объединением "За развитие рек Украины", по 5% доходов АМПУ от портовых сборов и от специализированных услуг в морских портах будут поступать в местные бюджеты территориальных громад, на территории которых расположены морские и речные порты.
Кроме того, местные советы смогут распоряжаться землями внутреннего водного транспорта в пределах населенных пунктов, в их бюджеты будут поступать плата за регистрацию судов, доходы от реализации почвы, изъятой при дноуглубительных работ. Именно при таких условиях местные громады будут заинтересованы в развитии портовой инфраструктуры и увеличении грузопотока. При имеющейся же ситуации городам остаются только разбитые автодороги, мосты, экологическая нагрузка и недовольство местных жителей.
В ведущих странах мира речной транспорт освобожден от уплаты акцизного налога на судовое топливо, от платы за разведение мостов, прохождение шлюзов, пользование водными ресурсами.
"Если взять налог от "ничего" (когда перевозок мало или вообще нет - ред.), то будет "ничего". То есть 100% от 0 - это 0. Поэтому нужно создавать условия, чтобы люди переходили на реку", - отметил Николаевский городской голова. "Сегодня, когда речной транспорт только начинает развиваться в Украине, обложить его налогами, это значит убить его в зародыше. Надо помогать и содействовать, а не создавать новые препятствия и облагать реку и взимать дополнительные платежи", - уверен он.
"Мы видим мировой опыт Дуная, который объединяет Европу. Но мы теряем порты и в Херсоне, и в Запорожье, и в Днепре (они являются самыми дорогими портами в мире - ред.). Я убежден, что надо изучать и поддерживать мировой опыт", - считает мэр Голой Пристани Александр Бабич.
"Я против создания дополнительных бюрократических организаций, которые будут затруднять развитие бизнеса в Украине. Дополнительные налоги и дополнительные бюрократические структуры не дают ответа на вопрос, почему инвестор должен прийти в Украину", - добавил Александр Сенкевич.
По мнению городского головы Вознесенска Виталия Лукова, законодательство о развитии внутреннего речного транспорта должно стимулировать и отечественное судостроение, а приоритет для работы на отечественных водных путях должен отдаваться украинскому судоходным компаниям.
"Допуск иностранных судоходных компаний во внутренние воды Украины, исходя из современного геополитического положения вокруг страны - это опасно, потому что все-таки это заход в страну, где есть шлюзы, плотины, где есть оборонные объекты", - считает он.
Согласно очередной редакции законопроекта № 2475-Д, правительство и профильный комитет предлагают свободно допускать к международным перевозкам суда под флагами других государств, с которыми Украиной не заключены двусторонние соглашения в сфере судоходства на внутренних водных путях. В проекте же межфракционного депутатского объединения "За развитие рек Украины" говорится о допуске к таким перевозкам только украинских судов, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.
"Все структуры, которые намерены начать бизнес в сфере водных перевозок, должны иметь на определенных этапах льготные условия. Именно освобождение речного транспорта от акциза на топливо будет иметь конкретный характер", - отметил глава Новой Каховки Владимира Коваленко.
Напомним, что в "правительственном" законопроекте не предусмотрено стимулирование судоходства и судостроения. Зато, согласно проекту № 2475-4, такие стимулы предусмотрены путем возмещения части затрат на строительство судов на территории Украины для отечественных судостроителей и акцизного налога на горючее для судоходных компаний.