УКРАИНА

Деньги

Закупки, тендеры, реклама: как деньги госпредприятий уходят в частные руки

УЗ, укрзализныця

Украинская железная дорога является одним из основных объектов коррупции

Борьба с коррупцией в Украине продолжается который год. В Национальном антикоррупционном бюро заявили, что расследуют сотни дел, а сумма хищений оценивается на уровне более 100 млрд. гривен. Большинство дел связано с присвоением денежніх средств через различные схемы на госпредприятиях, в том числе и на ПАО «Укрзалізниця».

В июне 2018 парламент принял закон «О Высшем антикоррупционном суде», на котором настаивал МВФ для продолжения финансирования Украины по кредитной программе EFF. А в начале июля депутаты даже внесли поправки в законодательство о судах относительно подотчетности апелляций по коррупционным делам. Инсталяция специализированного суда в делах коррупции и специальной антикоррупционной прокуратуры завершают создание определенной «антикоррупционной инфраструктуры» в стране. Пока такой суд еще не заработал, а Национальное антикоррупционное бюро продолжает расследовать десятки дел о хищениях на госпредприятиях страны, оценивая общую сумму украденного на уровне более 100 млрд. гривен. Какие схемы распространены на предприятиях в госсобственности, чтобы вывести средства на частных лиц, разбирались журналисты портала КомментарииУА.

Громкие дела

В НАБУ говорят, что наибольший общественный резонанс в течение 2017 года получили расследования, связанные с такими компаниями, как Укргаздобыча, Запорожьеоблэнерго, Государственная продовольственно-зерновая корпорация, Одесский припортовый завод, Объединенная горно-химическая компания и Запорожский титано-магниевый комбинат. Суммарные убытки, причиненные этим предприятиям вследствие коррупции, превышают 20 млрд грн.

Схемы самые разные. Например, согласно данным НАБУ, Объединенная горно-химическая компания якобы продавала продукцию фирмам-прокладкам по заниженной стоимости, в результате госпредприятие недополучило порядка 346 млн. гривен. Еще один способ вывести средства – провести закупки товаров, работ и услуг по завышенным ценам. Его часто практикуют компании транспортной отрасли. Общая сумма нанесенного ущерба из-за коррупции, раскрытой детективами НАБУ в транспортной отрасли, превышает 1,5 млрд. гривен. «Для прекращения действия коррупционных схем, по которым госпредприятия в области терпят убытки, НАБУ подало в суд иски о признании недействительными сделок между ГП «Администрация морских портов Украины» и Госадминистрацией железнодорожного транспорта на общую сумму более 860 млн. гривен», - отмечают в НАБУ.

Найдены в ходе расследований схемы и в аграрном секторе. Осенью прошлого года в НАБУ рассказали о досудебном расследовании в уголовном производстве в связи с нанесением ущерба госпредприятием «Червоный землероб» на сумму более 48,5 млн. грн. По данным следователей, директор этого госпредприятия совместно с руководителями двух частных компаний якобы организовали схему, по которой предприятие в июле-ноябре 2015 году потеряло зерно на сумму более 23 млн. грн. «По замыслу злоумышленников, зерно, принадлежавшее ГП, передали на ответственное хранение одной частной компании. Другая частная фирма, в свою очередь, должна было его продать под видом зерна собственного производства и таким образом легализовать имущество, полученное преступным путем. Что и было сделано», - отметили в НАБУ. По похожей схеме в ноябре-декабре 2015 года частные лица незаконно завладели зерном предприятия еще на сумму более 25 млн. грн. Так что общий убыток только лишь от упомянутой одной из многих «зерновой аферы» оценивается в 48 млн. гривен.

Коррупция на рельсах

Одно из самых «лакомых» мест для коррупционеров – это государственное предприятие «Укрзалізниця». Всего следователями заведено более 20 дел по разворовыванию денег этой госкомпании, большинство которых связаны с действиями бывшего топ-руководства и уходят корнями в 2014-2015 годы. В июле 2018 года в НАБУ сообщили о подозрении экс-заместителю главы «Укрзализныци», действующему директору одного из департаментов «Укрзализныци» и заместителю директора одного из филиалов. Их подозревают в злоупотреблении служебным положением, в результате чего госкомпания недополучила 10,2 млн. долларов доходов. В начале 2014 года подозреваемые, используя свое служебное положение и будучи членами Тарифной комиссии «Укрзализныци», якобы применили без всяких на то оснований в пользу ряда экспедиторских организаций льготные тарифные ставки на грузовые перевозки. Напомним, в то время гендиректором «Укрзализныци» был Сергей Болоболин (с января 2013 года). В марте 2014 года госкомпанию возглавил Борис Остапюк, но и его приход не изменил ситуацию. Одно из громких дел – завладение государственными средствами служебными лицами филиала «Укрзалізниці» - предприятия «Укрзалізничпостач». Согласно изобретенной сотрудниками предприятия схеме, искусственно была завышена стоимость предметов закупок на сумму более 20 млн. гривен, то есть, эти средства были «отмыты» и выведены в частные карманы.

 

Вообще тендеры – весьма прибыльное для топ-руководства госкомпании дело. В СМИ не раз сообщалось, что к проведению таких «отмывочных» тендеров причастны народные депутаты Ярослав и Богдан Дубневичи, которым приписывают контроль над госпредприятием. Об этом даже заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян, отметив, что госмонополия закупает топливо и комплектующие по сильно завшенным ценам. Также Владимир Омелян связал происходящие в госмонополии злоупотребления с действиями братьев Дубневичей. «ПАО «Укрзалізниця» ввело схему отмывания средств путем использования подставных компаний, которые якобы по результатам конкурсных торгов должны обеспечивать предоставление услуг, поставку товаров, а фактически являются лишь звеном для передачи средств «Укрзалізниці» в конвертационные центры. Основными участниками этой схемы являются фирмы, аффилированные с Дубневичами», - сообщил министр.

Рекламный вопрос

К слову, с приходом в апреле 2016 года на пост топ-менеджера госмонополии поляка Войцеха Балчуна ситуация с отмыванием денег «Укрзалізниці» не изменилась. Более того, появились даже новые схемы. Дело в том, что польский управленец инициировал создание Департамента маркетинга в ПАО «Укрзалізниця». Это позволило руководителям различных уровней заключать договора с рекламными агентствами, которые аффилированы с самими этими же должностными лицами УЗ.

войцех балчун, УЗ

Например, речь идет о Сергее Михальчуке, который остался в составе правления ПАО «Укрзалізниця», в то время как остальные представители «старой школы» времен Виктора Януковича покинули правление (новый состав правления утвердили в 2016 году). На том, чтобы Михальчук остался в правлении, якобы настаивал сам Ярослав Дубневич, товарищ Сергея Михальчука. «Во время формирования правления УЗ народный депутат Дубневич лично меня убеждал, что нужно оставить Михальчука, чтобы он был членом правления», - рассказал Владимир Омелян. Сергей Михальчук, как член правления, курирует пассажирские поезда.

Источник в УЗ сообщил нашему изданию, что именно Михальчук курирует процессы выполнения договоров на размещение рекламы в поездах. «Получается, что по договору, например, рекламное агентство перечисляет УЗ 100 тысяч гривен в месяц, а продает рекламы на суммы в десять раз и более, чем оплачивается госпредприятию, потому что никаких открытых конкурсов нет – кому захотели, тому и отдали права размещать рекламу в поездах», - отметил наш источник в ПАО «Укрзалізниця».

Сергей Михальчук, УЗ

О том, что открытый конкурс по подбору контрагента для размещения рекламы в пассажирских поездах пока не проведен, официально подтвердил и Директор Департамента пассажирских перевозок дальнего следования «Укрзалізниці» Александр Красноштан. «Открытый конкурс – это лучшее, что только может быть, чтобы увеличить доходы госпредприятия «Укрзалізниця». Да, это не основной доход компании, а дополнительный, но в результате открытого конкурса можно получить хорошее предложение и заключить договор. Мы планируем в августе-сентябре 2018 провести такой открытый конкурс по привлечению партнера для размещения рекламы в пассажирских составах», - отметил Александр Красноштан.

Насколько заинтересованы в «Укрзалізнице» в открытых конкурсах, станет ясно, когда такой конкурс, наконец, объявят (на данный момент, информации о датах проведения нет). Немаловажный нюанс – кто именно будет курировать такой конкурс. К слову, с марта 2018 и.о. руководителя Департамента маркетинга является Наталия Шайдюк, которая прежде 12 лет работала в рекламном агентстве РТМ. Согласно открытой информации на сайте этого агентства, оно предлагает такую услугу как «реклама на железнодорожном транспорте». Довольно высоки шансы, что конкурс выиграет то агентство, которое уже занимается вплотную сотрудничеством с железной дорогой, его менеджеры знакомы с руководителем Департамента маркетинга ПАО «Укрзалізниця», а . реальный и полный контроль над рекламными площадками в поездах и на вокзалах находится в руках таких матерых «экспертов», как Сергей Михальчук и Ярослав и Богдан Дубневичи.

Коррупция – на скоростных

Немало коррупционных историй связано и со скоростными поездами Интерсити, которые находятся в ведении филиала УЗ – «Українська залізнична швидкісна компанія». Дело в том, что в 2015 году УЗШК заключила договор на размещение рекламы и выпуск бортового журнала с компаниями «Ай Ком» и «Офисер», о чем было написано расследование журналистов издания «Слідство.інфо». По их информации, обе компании связаны с окружением бизнесмена из Партии Регионов Бориса Колесникова. Поскольку учредитель обоих компаний («Ай Ком» и «Офисер») – один и тот же, это некий Константин Баскин, помощник экс-регионала Александра Заца, который тесно связан с Борисом Колесниковым.

Журналисты также отметили, что «Укрзалізниця» не предоставила никаких подтверждений озвученных компанией «Ай Ком» данных об открытом конкурсе, в результате которого и был заключен договор с УЗШК в 2015 году. 

Но главное во всей этой рекламной истории «Интерсити» то, что, несмотря на небольшую для рекламного рынка сумму договора (в среднем, 336,4 тыс. грн. в месяц), УЗШК продолжала продлевать его в течение двух с половиной лет (всего продлевали 9 раз).

В самой УЗШК заявили, что сумма недополученных средств в результате такого «сотрудничества» с компаниями регионала Колесникова составляет порядка 18 млн. гривен.  Сейчас «Українська залізнична швидкісна компанія» готовит к проведению новый открытый конкурс, по итогам которого рассчитывает увеличить сумму будущих поступлений, как минимум, втрое.

«В июне-июле 2018 года филиалу «Українська залізнична швидкісна компанія» ПАО «Укрзалізниця»  удалось в 2,4 раза увеличить доход от передачи прав на размещение рекламы и публикацию бортового издания новому контрагенту. После завершения срока действия договоров с ООО «Ай Ком» и ООО «Офисер» 30.06.2018 года был заключен новый договор на размещение рекламы на срок, достаточный для подготовки нового конкурса по выбору постоянного контрагента. Экономическая целесообразность нового договора почти в три раза превышает эффективность предыдущих. Что вызывает обоснованное беспокойство руководства филиала относительно недополучения доходов от прежних контрагентов», - сообщают СМИ со ссылкой на сообщение УЗШК.

Сегодня, в результате нового договора с другой компанией, УЗШК зарабатывает на предоставлении прав на размещение рекламы и выпуск журнала для «Интерсити» 820 тыс. грн. в месяц. Новый открытый конкурс может позволить филиалу УЗ зарабатывать и того больше. Главное, чтобы такой конкурс действительно состоялся, и хотя бы часть госмонополии в виде филиала УЗШК избавилась от коррупционной гидры, поглощающей государственные миллиарды.

Теги:Дубневич, коррупция, Михальчук, реклама, УЗ

Версия для печати
Загрузка...
Loading...
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus