Промышленный безвиз: что это такое и почему выгодно для Украины

11 июня, ко второй годовщине получения безвиза с ЕС, украинские парламентарии озаботились другим безвизом – "промышленным", которому дали "зеленый свет" принятием законопроекта №10183.

Промышленный безвиз: путь длиной 14 лет

Соглашение об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции или Agreement on Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Products (ACAA) – механизм, который может позволить украинским производителям обходиться без европейской сертификации. Достаточно будет наносить на свою экспортную продукцию знак СЕ и продавать ее в Евросоюзе без прохождения дополнительных процедур сертификации товара.

По словам экспертов это позволит не только облегчить доступ на европейские рынки до 20% отечественного экспорта в страны Евросоюза, но и улучшит конкурентные позиции нашей страны при выходе на другие рынки и сделает более инвестиционно привлекательной экономику.

С другой стороны, на Украину это накладывает встречные обязательства в виде свободного ввоза в нашу страну продукции других стран точно так же маркированной знаком CE.

В целом подобный обмен выгодный для Украине и путь к подписанию соглашения в рамках ACAA наша страна начала еще в 2005 году с Плана действий по подготовке к соглашению АСАА. То же самое предусмотрено и статьей 57 Соглашения об ассоциации с ЕС, согласно которой действие АСАА должно было распространяться на 27 категорий промышленной продукции.

В рамках присоединения к АСАА Украине предстояло привести в соответствие с европейскими собственные:

- законодательство;
- стандарты качества и органы, осуществляющие контроль качества;
- отменить регуляторные режимы, не соответствующие европейским требованиям к аналогичным видам продукции.

До 2014 года процесс всех этих изменений происходил неспешными шагами и активизировался после Евромайдана. Большинство необходимых законодательных актов были приняты в 2015-2016 годах, в 2018 году к ним добавились документы, касающиеся технических требований к оборудованию.

В результате, к 2019 году остались два законопроекта, которые, по словам вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванны Климпуш-Цинцадзе, должны были сделать возможным заключение Украиной соглашения АСАА.

Промышленный безвиз начинается с провала закона

Еще 24 марта 2017 года в Верховную Раду поступил законопроект №6235 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно технических регламентов и оценки соответствия" и должен был привести отечественные требования в соответствие с европейскими.

Судьба законопроекта была непростой: уже в апреле документ отозвали на доработку и приняли в первом чтении лишь в марте 2018 года, а в феврале 2019 года вручили таблицу поправок. 28 февраля принятие документа во втором чтении было провалено – нашлись 173 голоса "за" вместо 226 необходимых.

Иванна Климпуш-Цинцадзе весьма эмоционально отреагировала на результаты голосования в собственном Facebook.

"Есть такая аббревиатура АСАА. Это соглашение, которое мы никак не заключим с ЕС, потому что Верховная Рада никак не может принять два закона. 2 (!) закона, один из которых №6235 провалили только сегодня. Он касается адаптации национального законодательства в части технических регламентов и оценки соответствия законодательству Европейского Союза. Его принятие является условием стороны ЕС для начала официальной процедуры оценки готовности Украины в этой области, чтобы открыть путь для заключения АСАА. Но это соглашение не нужно дельцам, которые привыкли десятилетиями зарабатывать в мутной воде украинских реалий и делегировали некоторых в здание под куполом защищать свои интересы, тормозя развитие страны на годы", – написала вице-премьер.


По словам чиновницы "АСАА сделала бы для наших производителей экспорт в ЕС и другие рынки проще и дешевле, а это вам и рост экономики, и рабочие места, и зарплаты с пенсиями".

Впрочем, по мнению СМИ, особых противников законопроект не имел, но не имел и сторонников-лоббистов, что и объясняло его затянувшуюся судьбу – целый год на принятие в первом чтении, перерыв в подготовке на год и провал при голосовании во втором. Но что хуже всего, из-за процедуры голосования провал документа означал необходимость его регистрировать по новой и снова проходить прежнюю процедуру.

Однако это можно было обойти, зарегистрировав "законопроект-копию", что и было сделано 25 марта.

В этот раз рассмотрение документа заняло гораздо меньше времени. 25 апреля законопроект был принят в первом чтении, а 6 июня – во втором, дав "зеленый свет" промышленному безвизу. Своим решением 230 нардепов внесли изменения в полтора десятка отечественных законов и подзаконных актов, приводя их в соответствие с европейскими нормами.

По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит "положительно повлиять на дерегуляцию и улучшить бизнес-климат в стране, поскольку законопроектом решается задача по устранению тех требований законодательных актов, реализация которых приведет к возложению чрезмерного административного бремени на хозяйствующие субъекты".

Промышленный безвиз уже в 2020-м году

Еще в марте вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила о возможности промышленного безвиза для Украины с будущего года. Об этом она сообщила во время встречи со студентами и преподавателями Черновицкого торгово-экономического института Киевского национального торгово-экономического университета.

"Надеюсь, что зарегистрированный позавчера (26 марта – "Комментарии") евроинтеграционный законопроект в сфере технического регулирования народные депутаты примут в апреле. Соответственно, после этого ЕС должен принять решение об оценочной миссии, что сделает возможным уже в 2020 году выйти на подписание Соглашения АСАА", – привел слова вице-премьер-министра сайт Кабмина.

По словам чиновницы "Украина уже достигла технической совместимости с ЕС в трех приоритетных промышленных секторах экономики и на очереди – работа над достижением такой совместимости и в других секторах".

Впрочем, эксперты проекта "Общественная синергия" настроены не столь оптимистично, как вице-премьер-министр Украины, утверждая, что ЕС пока не дает сигналов о близости этой перспективы, заявляя, что АСАА – это "вопрос будущего", без уточнения, какого.

Такая неясность формулировок, по мнению эксперта проекта "Общественная синергия" Дмитрия Луценко, заставляет задуматься: а будет ли соглашение АСАА вообще подписано в обозримой перспективе.

Кроме того, по мнению эксперта, Украине следует принять законопроект №7123 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины "О стандартизации", который был зарегистрирован в сентябре 2017 года и отозван в марте 2018 года. Законопроект же "О внесении изменений в закон о рыночном надзоре" который также следует принять даже не зарегистрирован в ВР.

Промышленный безвиз: спасение для экономики Украины или самообман

Несмотря на то, что сторонники промышленного безвиза и заявляют о его чрезвычайной полезности для украинской экономики, о какой конкретно материальной выгоде в цифрах может идти речь – неизвестно.

Согласно данным официальной статистики, товарооборот Украины с ЕС постоянно растет, в том числе и экспорт. Так, в 2018 году по данным таможенной статистики Государственной фискальной службы объем внешней торговли Украины со странами ЕС вырос на 12% в сравнении с 2017 годом и составил 44,446 млрд долл. Правда на экспорт из этого объема приходится меньшая часть – 20,159 млрд долл. (прирост на 15% в сравнении с 2017 годом).

По мнению экономического эксперта Александра Охрименко, рост экспорта в ЕС не компенсирует отечественной экономике потерь, понесенных вследствие обвала экспорта в Российскую Федерацию.

Так, если в 2013 году экспорт в ЕС и РФ составлял 16,848 млрд долл. и 14,787 млрд дол. соответственно, то в 2018 году это 20,159 млрд долл. и 3,7 млрд долл.

Источник: Комментарии