Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Министерство финансов Украины разработало проект
бюджетной декларации на 2020 год.
Уже неделю в прессе активно обсуждается проект
бюджетной декларации на следующий год, которая, фактически, является репетицией
будущего бюджета.
Бюджетная декларация считается ориентиром при определении
основных параметров главной сметы страны и направлений бюджетной политики на
соответствующий год. В МЭРТ отметили, что впервые данным документом
"замахнулись" на несколько лет, введя среднесрочное планирование бюджета на три
года.
Согласно Бюджетному Кодексу, правительство должно
принять декларацию до 1 июня, после чего ее нужно внести в парламент. Были
надежды на то, что бюджетную декларацию смогут рассмотреть 5 июня, но ее даже
не внесли в повестку дня. Как видим, чиновники в преддверии выборов заняты
совершенно другими делами, так что вместо принятой бюджетной декларации в
наличии есть лишь ее проект.
Как указано в документе, доходы госбюджета в
будущем году составят 1096,6 млрд грн., расходы – 1185,3 млрд грн., то есть
дефицит бюджета-2020 запланирован на уровне менее 100 млрд грн.
Экономисты отмечают, что цифры по доходам и
расходам весьма умеренны и предполагают, что это неспроста. Мол, Минфин
использует свой привычный прием: предложить минимальные цифры, подразумевая,
что в процессе принятия бюджета депутаты все равно их существенно раздуют.
В налоговых планах Кабмина значатся уменьшение
нагрузки на фонд оплаты труда, ужесточение требований к декларированию доходов
физлиц, а налоговые сервисы возьмут курс на автоматизацию.
При этом перспективы налога на выведенный капитал
весьма неопределенны. Авторы декларации прогнозируют, что в случае введения
НнВК с 1 января 2020 года потери бюджета составят 65,6 млрд грн. в 2020 году,
101 млрд грн. – в 2021 году и 112,7 млрд грн. в 2022 году.
"К мифам, слухам, искажению информации НнВК не привыкать, – констатировала на своей странице в Facebook управляющий партнер Аудиторской фирмы "Капитал Плюс" Татьяна Шевцова. – Отвечает ли размещенный на "Украинской правде" документ оригиналу на 100%? Судя по комментариям Оксаны Маркаровой, именно информация относительно НнВК не соответствует оригиналу, направленному в Кабмин и министерства. Но официального опровержения от Минфина так и не случилось…".
Проект декларации предполагает, что в будущем
году ожидается ускорение темпов роста реального ВВП до 3,3%. Однако эксперты к
этой цифре отнеслись весьма скептически.
"Рост ВВП получился каким-то "оторванным
показателем", – считает экономист Алексей Кущ. – Доходы и расходы спланированы
так, что в реальности рост экономики будет меньше. На фоне замедления мировой
экономики до 2,6%, еврозоны – до 1,7% и рынков развивающихся стран – до 4%, для
нас 3,3% роста абсолютно нереален в нынешней экономической парадигме".
По мнению эксперта, более реальной цифрой
выглядит 2%, но при этом нужно понимать, что в случае реинкарнации мирового
финансового кризиса, мы уйдем в минус.
"Во-первых, рост украинской экономики на 3,3% – это
просто прогноз, и никто не обещает его выполнять. И даже более того: у нас
прогнозы всегда ошибочны, – отметил в комментарии МаркерУА президент
Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Во-вторых, после выборов
будет новый Кабмин и новый прогноз. И, наконец, в-третьих, в любом случае
минимальный рост экономики будет, но экономического чуда не ожидается. 2-3%
роста – это крайне мало. Нам нужно экономическое чудо – то есть, процентов 12
роста".
В целом эксперты согласны с авторами документа:
рост экономики в 2020 году будет в первую очередь связан с тем, какие
результаты она покажет в 2019-м.
При этом не стоит забывать и об одной весьма
существенной стороне роста отечественной экономики после 2019 года – условиях
"реструктуризации имени Яресько". Напомним, что в 2015 году тогдашняя глава
Минфина Наталья Яресько добилась реструктуризациии госдолга, которая
предполагала списание 3 млрд долл. и отсрочку платежей по кредитам на 8,5 млрд
долл. Немаловажный нюанс: условия реструктуризации предполагают, что Украина
должна будет отдавать часть прироста ВВП, если экономика будет расти более чем
на 3% в год.
"Атомная бомба для Украины от Натальи Яресько, – написал на своей странице в соцсети аналитик Даниил Монин. – Когда новый президент Владимир Зеленский говорит, что за 5 лет украинцам необходимо заплыть немножко жирком, то я воспринимаю это как возможность выхода экономики в устойчивый рост в 7-10% в год, что позволит к 2024 году достичь 270-300 млрд ВВП в долларах при текущих 130 млрд (в 2018-м). В то же время, когда политики спорят, нужно ли брать дорогие обязательства в 7-9%, они не понимают, какую атомную бомбу они заложили под Украину в 2015 году до 2040 года. Либо оставаться бедной страной со скоростью развития ниже среднемирового, либо получить 300% годовых в валюте по связанным обязательствам".
Среднегодовой курс доллара запланирован на уровне
28,2 грн. за доллар, к концу года – 29,4 грн. за доллар.
Для социальных стандартов прогнозируется
умеренный рост: по прогнозам прожиточный минимум в следующем году увеличится на
8% – с 2027 грн. до 2189 грн.
Минимальная зарплата я 1 января 2020 года
составит 4723 грн. (+13,2%), с 1 января 2021 года – 5003 грн. (+5,9%), с 1
января 2022 года – 5290 грн. (+5,7%).
"Это фактически первые реалистичные бюджетные прогнозные показатели за последние несколько лет: вот что отставка животворящая делает, – говорит Алексей Кущ. – Под новое правительство делают "правильные параметры" без перегрузки, с учетом снижающегося дефлятора ВВП и даже с некоторым замедлением фискального перераспределения доходов бюджета через ВВП. Правда, при таком проекте бюджета, рост социальных стандартов и средней зарплаты возможен лишь на уровне компенсации однозначной инфляции. И здесь тоже антисоциальный привет будущим преемникам: никаких социальных плюшек, все строго и консервативно. В общем, выборы действуют благотворно, так что их нужно проводить хотя бы раз в два года".
Новости партнеров
Новости