Самая мужская профессия: кто такие бокораши

Работа, за которую брались лишь самые отважные

Теперь карпатским рекам сплавляются на байдарках, а когда-то - на плотах. Но отнюдь не для забавы. Бокораши, или плотогоны - это настоящие отчаянные, которые не боялись смерти и ежедневно рисковали жизнью.

Первый рулевой плот нужно было связать крепче. На нем стояли сплавщики и длинными веслами направляли плоты подальше от берега, мели или валунов. Опытный плотогон каждую такую ​​опасность знал назубок, как и каждый изгиб реки, поэтому заранее готовился к маневру.

Факт 1: На плотогонов надо очень долго учиться

Маршрут в десятки километров проходили в непрерывном движении. Говорили: "На водителя можно учиться три месяца, а на плотогонов - может и жизни не хватить".

6rhmEy7anH7EwupRgFh-8tLmy.jpg

Факт 2: Руководство давало бокорашам водку

Если вы когда-то плавали в горной реке, то знаете, что даже в жаркий день вода в ней холодная. А вот сезон у плотогонов длился с ранней весны и до поздней осени, поэтому ледяные волны не давали одежде шанса высохнуть, а ноги были постоянно мокрые. Чтобы хоть как-то согреться - эти мужчины официально получали от руководства водку - на каждого пол-литра в теплый сезон и литр - в холодный.

Вы, наверное, также замечали, что карпатские реки не слишком полноводные, особенно летом. Поднять их уровень на метр-полтора помогали так называемые кляузы - как только достигали нужного уровня, шлюзы открывали и сплавщики, пригнувшись, стремительно неслись сквозь них.

Факт 3: Смерть и увечья - обычное дело

Но река - это стихия, поведение которой предсказать невозможно. Малейшая ошибка и плот выносило на берег или скалы, а задние плоты поджимали первые. Под давлением течения грубые бревна ломались, часто унося жизни самих вождей. Смерть и увечья были, к сожалению, привычным делом.

yE1WzmfeOC5GBtOy0nmohsZTA.jpg

Впрочем желающих покорять плоты всегда было достаточно - и основная причина - зарплата. Например, во времена Советского Союза - мужчины получали 40 рублей за неделю, больше нигде таких денег в карпатских селах невозможно было заработать.

Факт 4: Сплав древесины по рекам распространен во многих странах

Франция. Эта профессия была распространена не на всех континентах. Например, французы как-то спилили столько деревьев, что запрудили всю реку.

Япония. А вот японцы смастерили деревянный желоб и по нему скатывают бревна к реке. А дальше тонкой цепочкой плывут до низовьям.

США. Американцы построили специальные каналы, по которым древесина стремительно мчится к реке. Она здесь настолько бурная и полноводная, что вязать стволы в плоты нет необходимости, они и сами плывут по течению. Если же образуется пробка - есть одно проверенное средство распутать бревна - взрыв.

a7vGU-8l32Lx4zU_AF_Vx3i7m.jpg

Украина. В Украине же профессия сплавщиков отошла в прошлое. Последний раз те сплавлялись в 1979 году. В Германии плотогонов еще можно встретить, но это скорее дань традиции. Во многих странах лес дальше сплавляют, но больше не рискуют жизнью людей.

Как сообщали "Комментарии", водителт смогут смотреть видео за рулем.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться