Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В понедельник Совет Министров иностранных дел ЕС принял решение ввести санкции против правящей элиты Белоруссии. Пока Евросоюз обещает не доставлять неудобств простым белорусам, а сосредоточить свои карательные меры на "менеджерах Лукашенко". Именно чиновникам соседней страны ЕС грозит трудностями с попаданием на Старый континент. Меры "предосторожности" могут быть приняты и против их активов.
Правда, под запретные меры международных арбитров в ближайшее время могут попасть и более масштабны проекты Белоруссии. В том числе, и транспортировка так называемой, "венесуэльской нефти" по украинскому нефтепроводу "Одесса-Броды".
Вот здесь-то Украина и решила застраховаться на случай применения международных санкций (в первую очередь уже существующих со стороны США) против белорусского государственного концерна "Белнефтехим" и его дочерней госкомпании "БНК". И сделала это за месяц до заключения венесуэльско -белорусского контракта.
Главным объектом возможных санкций является подписанный весной 2010 года между БНК и венесуэльской госкомпанией PDVSA контракт на поставку в Беларусь от 4 до 7 млн. нефти. Нефть по этому документу поставляется в Белоруссию на условиях уступки прав требования компаниями Азербайджана и других стран-экспортеров.
Роль Украины на подстраховке этого контракта будет иметь вид закупки в Азербайджане от 2 до 3 млн тонн нефти для потребностей Надвирнянского и Дрогобычского НПЗ (этими заводами владеют ОАО "Нефтехимик Прикарпатья" и "НПК Галичина" группы учредителей "Приватбанка"). "Страховая роль", на первый взгляд, выглядит довольно безобидно для Киева – в случае ареста танкеров по требованию США или прекращения движения на счетах "Белнефтехима" в западных банках, компании Украины смогут перекупить объемы нефти, предназначенные для Белоруссии.
О подобного рода планах Украины, правда, без упоминания перспективы применения санкций в отношении Белоруссии, 31 января киевской прессе заявил заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Кирюшин. По его словам, поставка азербайджанской нефти на западноукраинские НПЗ начнется через 1-2 месяца, после того, как украинская "Укртраснафта" вытеснит технологическую нефть тяжелого сорта Urals, находящуюся в нефтепроводе Одесса-Броды, на азербайджанский сорт Azeri Light. Оказавшийся ненужным Urals, по словам Кирюшина, будет продан Белоруссии.
Следует отметить, что Кирюшин бессменно работал на первых руководящих должностях государственной трубопроводной монополии ОАО "Укртранснафта" в 2002-2009 годах, и слыл в те времена принципиальным сторонником реверсного использования "Одесса-Броды" в интересах компаний РФ и уполномоченных ими оффшоров Kollide Ltd. и Skilton Ltd. Кстати, об "отсутствии экономической целесообразности" прокачки нефти в аверсном режиме в те времена неоднократно заявлял и шеф Кирюшина, нынешний глава Минэнерго Украины Юрий Бойко.
Поэтому, можно предположить, что (исходя из давно установленных традиций), нынешняя перемена воззрений Бойко и Кирюшина на "Одесса-Броды" выглядит достаточно парадоксальной, если не учитывать финансовых и, особенно, личных политических дивидендов, которые инициаторы смогут получить в случае реализации санкций США в отношении Белоруссии.
Политические дивиденды исходят из достаточно простого обстоятельства – для начала поставок нефти из Азербайджана в Белоруссию Киев ныне отвел одну из ниток двухниточного нефтепровода "Дружба" на участке Мозырь-Броды. До этого решения эта нитка использовалась для прокачки в ЕС (Чехию, Словакию и Венгрию) по 8-9 млн. тонн российской нефти в год. После начала прокачки в Белоруссию поставка нефти в ЕС сократится на объем, адекватный объему азербайджанской нефти Минску. И, по сути, у границ ЕС возникнет единый фронт энергетического давления из ранее разобщенных государств бывшего СССР. По одну его стону будут нефтекомпании Венгрии, Чехии и Словакии, а по другую – Белоруссия, Украина и РФ, которая из без того пользуется любым поводом для шантажа Европы в сфере поставок энергоресурсов.
Справка.
Санкции США в отношении Белоруссии были приняты 16 февраля 2010 года Офисом контроля иностранных активов Министерства финансов США (OFAC), обнародуя . дополнение к 5-й главе Кодекса федерального регулирования США (CFR). Кодекс был расширен новым специальным 548-м разделом Belarus Sanctions Regulations. Раздел определил ужесточение механизма регулирования санкций, применявшегося к Белоруссии ранее. Первое из изменений – определило, имущество какого рода подлежит блокировке и аресту; второе — какие юридические процедуры должны осуществляется на территории США, а какие в отношении американских предприятий за рубежом; третье — что должно происходить со средствами на замороженных счетах; четвертое — как будут начисляются проценты на арестованное имущество; пятое — какой будет порядок ареста недвижимости и кто понесет расходы по ее содержанию.
Новый "белорусский" раздел Кодекса CFR в своей результативной части установил тарифную сетку штрафов за нарушение этого распоряжения, а также, определил юридический порядок вывода активов из-под силы действия указанного документа. До принятия "548 раздела" основным инструментом американской политики санкций в отношении Беларуси являлся документ прямого действия, оставлявший место для юридических лазеек — это распоряжение президента США №13405 от 16 июня 2007 г. "О блокировке собственности отдельных лиц, подрывающих демократические процессы в Беларуси". Впервые этот документ был введен в действие в ноябре 2007 г., когда были арестованы зарубежные счета концерна "Белнефтехим". В последствие, в 2008-2009 гг., санкции были расширены на все родственные предприятия с участием капитала этого концерна. После прихода к власти администрации Барака Обамы, политика санкций еще более ужесточилась: параллельно с дополнениями к Кодексу CFR, американские законодатели одобрили законопроект конгрессмена Илеаны Рос-Лехтинен "Акт об учете белорусских поставок вооружений".
Новости партнеров