Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Получив прекрасную телевизионную картинку после событий 9-го мая во Львове, члены КПУ не сумели использовать местную площадку для провокационных мероприятий 22 июня. Но "красных дней" в календаре хватает, и использовать их коммунисты просто обязаны.
К сожалению соратников Петра Симоненко, они "прошляпили" 75-ю годовщину проведения Антифашистского конгресса деятелей культуры. Малоизвестная акция состоялась в мае 1936 года. Организовали ее коммунисты Западной Украины, Польши и Белоруссии. Само же мероприятие имело место быть в здании, которое до Великой Отечественной войны называли "красная крепость", а позже "кузнечик". Но обо всем по порядку.
Начиналось все красиво и празднично. Современным коммунистам стоило бы раскрутить львовскую историю, чтобы показать насколько рабочие могут быть сознательными. Итак, в 1924 году, после очередной забастовки львовские рабочие решили, что собираться на "поговорить" вне помещения как-то некрасиво для представителей самого прогрессивного класса. Было решено строить клуб.
Для финансирования такого проекта решили отдавать надбавку от зарплаты в общую кассу. Спустя три года постановили отдавать в "общий котел" 1% заработной платы каждого желающего отдыхать не на свежем воздухе, а под добротной крышей. Аж в 1933 году началось строительство помещения. Предварительно был проведен конкурс, который, кстати, выиграли польские архитекторы Врубель и Карасинский, строившие клуб в районе населенном преимущественно украинцами. Район назывался Замарстыновом (от имени владельца данной местности в Средние века Яна Зоммерштейна), и слыл не самым спокойным, как и всякие рабочие поселки.
На свои "проценты" рабочие собрали 50 тысяч злотых. На первый взгляд сумма солидная, но обратим внимание на то, что, например, проезд в уже тогда легендарном львовском трамвае стоил 15 грошей. Поэтому основная доля средств пошла на приобретение земельного участка, а сам клуб рабочие строили собственноручно после основной работы и даже в выходные. Строительство превзошло любые рекорды – за 13 месяцев из ничего появилось здание, в котором размещались (и размещаются до сих пор) разнообразные кружки, библиотека, помещение для оркестра и актовый зал.
В исторических хрониках советского времени клуб называли "красная крепость", поскольку он облицован красным кирпичом. В самом деле, не могли же пролетарии украсить место своих встреч каким-то фиолетовым фаянсом. Но в городе его называли "клубом трамвайщиков" (понятно, что там размещалось соответствующее заведение местного трамвайно-тролейбусного управления), а потом "кузнечиком", поскольку заведение получило имя советского разведчика-диверсанта Николая Кузнецова.
История с строительством "красной крепости" является наиболее знаковой для иллюстрирования того как пролетарии могут скинуться, и сделать что-то путное. Главное для реализации, чтобы это было нужно самим пролетариям. Ведь в том самом Львове есть пример диаметрально противоположный.
В 1916 году, во время Первой мировой войны, в центре Львова был установлен "деревянный рыцарь", которого горожанам предлагалось "вооружить". То есть, забить в статую гвозди, которые бы символизировали "броню". Гвозди, согласно задумке инициаторов, можно было бы использовать для ремонта сапог "бравых солдатов Швейков", а за каждый вколоченный гвоздь патриотически настроенные к Францу-Иосифу львовяне делали благотворительные взносы. Патриотически настроенных было немного. Рыцарю натыкали гвоздей лишь в грудь. Поэтому деревянный пример пропаганды из центра города убрали.
Возможно, неудача PR-хода связана с тем, что рыцаря разместили рядом с памятником польскому королю Яну Собескому. Один из самых знаменитых военачальников Речи Посполитой отличился не только многократными победами над турками, но и тем, что прикарманил деньги, которые Папа Римский Иннокентий XI выделил на жалование украинским козакам для войны с татарами. Понтифик вложил в кампанию около 400 тысяч флоринов, чтобы три тысячи запорожцев чувствовали себя полноценными кондотьерами. За такие деньги козаки прошли бы, наверное, до Португалии и обратно, но Собеский решил, что флорины давать союзникам не стоит, "бо разбегутся". На своеволие короля настучал Папе не какой-то пострадавший Голота или Нетудыхата, а нунций, специально приехавший контролировать финансовые потоки.
Так что Александру Голубю и Адаму Мартынюку, которые хоть и коммунисты, но имеют львовские корни, следует изучить исторические нюансы, имевшие место в городе, где они наверняка захотят провести еще много интересных (для них) мероприятий. Ведь 27 июля будет день освобождения Львова от фашистских захватчиков. 17 сентября можно отпраздновать воссоединении Западной Украины с УССР. Поводов хватает.
Фото http://www.ulvovi.com/
Новости партнеров