Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Кошельки украинцев значительно похудели, и это уже в ближайшее время может кардинально повлиять на ассортимент продуктов на полках супермаркетов и на рыночных лотках. Оптимизацию содержимого своих холодильников граждане начали со скоропортящегося товара. Этот сегмент, так называемый фрешфуд, быстрее других реагирует на макроэкономические изменения. Что и подтверждают тенденции последних месяцев. Так, с февраля свежее мясо подорожало на 20–30%, овощная группа и рыба (сельдь, семга и осетр) — на 30–40%, фрукты — от 20 до 50%.
В зависимости от уровня доходов украинцы по-разному отрегировали на такие реалии.Продавцы товаров так называемой вип-группы, потребителями которой являются не более 10% населения страны, не только снизили объем прибыли, но и прирастили за праздничный период около 5–7% выручки. Но этот профит носит обманчивый характер, ведь количество реализованного больше не стало, а рост обусловлен ростом цен. Продажи креветок, элитных сортов сыров, колбас, экзотических овощей и фруктов сохранились еще в дофевральских объемах, хотя чеки зажиточных покупателей становятся короче и прагматичней. Это отчетливо проявляется в расширении сегмента покупок малой и средней фасовки. Богатые пока не плачут, но уже начали считать.
Традиционные сезонные всплески, приходящиеся на Пасху и майские праздники, не оправдали ожиданий продавцов: продажи свинины, говядины, крольчатины и птицы снизились на 7–10%. На столько же крупные сети сократили объемы закупок верхнего эшелона товаров группы "стандарт" — семги и морепродуктов. Аналогичная ситуация с хлебо-булочными изделиями, на которые спрос из средней ценовой планки перетек в более низкий потребительский сегмент.
Это наглядно иллюстрирует социальную финансовую незащищенность среднего класса. При этом деньги, сэкономленные на мясной и рыбной продукции, покупатели де-факто инвестировали в запасы: крупы, макароны, сахар и прочую бакалею. Логично, что увеличение прибыли от продажи социальных товаров (они составляют основу потребительской корзины более 50% украицев), несмотря на подорожание, составило 25%.
Пока явного оскудения ассортимента в торговых сетях не наблюдается. Но таких мер управленцы магазинов не исключают. В первую очередь предполагается сокращение закупок импортных товаров и логистически дорогой продукции. Это касается элитных сыров и колбас из Италии, сельди, кондитерки и алкоголя из России, возможно, части наименования фруктов из Турции и Китая, сезонных овощей из Крыма и Египта. Оптимистичные прогнозы касаются молочной продукции. Рост цен, как предполагают эксперты, приостановится из-за сокращения экспорта в Россию, произойдет перенасыщение внутреннего рынка, а также балансировка цен на овощи и фрукты посредством наполнения прилавков украинскими аналогами импорта. Хотя способность нашего товаропроизводителя бездефицитно наполнить внутренний рынок вызывает сомнения.
Куда уходит неликвид
В условиях сокращения спроса на фрешфуд продавцы будут стремиться продлить товарную жизнь вовремя не реализованной продукции. Эту задачу можно решить несколькими способами. Например, широкий промоушен скидок даже самого экономного украинца превращает в транжиру. Если же эти акции не помогают освободить склады, неликвид пытаются продать с группой сопутствующих товаров. Если и эти уловки не срабатывают, в ход идут технические манипуляции — сельдь превращается в консервацию, а мясо — в пельмени, фарш, полуфабрикаты котлет, шашлыков и суповых наборов. Впрочем, не всегда реализаторы остаются внакладе. Нередко дешевизна закупки с лихвой компенсирует возможные убытки. Пример — мясо из Бразилии, которое торговые сети закупают крупным оптом по 12 грн. за килограмм. Нетрудно предположить, что зазор между этой цифрой и рыночной стоимостью делает продажи рентабельными даже в условиях 30% потерь.
Новости партнеров