Крупные авиакомпании уходят из Украины: эксперты назвали возможные причины

Авиакомпании Brussels Airlines и British Airways больше не будут летать в Украину

Крупнейшая авиакомпания и авиаперевозчик Бельгии Brussels Airlines заявила о том, что 17 ноября осуществит последний рейсовый полет из Украины. В авиакомпании аргументируют это решением оптимизировать маршрутную сеть.

Также с украинского рынка 3 октября уходит авиакомпания British Airways. В пресс-службе авиаперевозчика сообщили, что полеты в Украину для них экономически не выгодны.

Эксперты рассказали изданию "Комментарии", о чем свидетельствуют подобные тенденции.

Авиарейсы в Украину выгодны не всем

Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Валентин Гайдай считает, что в отмене рейсов этими авиакомпаниями нет ничего плохого. По его мнению, этому есть несколько вполне нормальных объяснений.

"Во-первых, каждый день из украинских аэропортов, в частности, с Борисполя, осуществляется вылет сразу нескольких рейсов подряд в такие города как Брюссель, Париж, Прагу и т.д. За полчаса может вылететь даже четыре разных рейса, разных авиакомпаний из Киева в Брюссель или Прагу. А всего за день таких рейсов из одного аэропорта может быть и 6, и 7 не считая других аэропортов. Так, что дело может быть в банальной нерентабельности таких рейсов", - отмечает Гайдай.

Вторая причина, по его словам, в том, что в Украину заходит все больше лоукостеров или расширяются уже существующие.

"В результате, многие авиакомпании становятся неконкурентоспособными, поэтому, украинцы предпочитают летать с минимумом комфорта, но и с минимальными затратами, - подчеркивает Гайдай. - Тем более, что можно использовать для бюджетных перелетов не только прямые рейсы, но и пересадки. Так, транспортными хабами для украинцев стали Катовице, Вроцлав, Будапешт, Франкфурт и т.д. Так что ничего страшного я в отмене этих рейсов не вижу".

Уход крупных авиакомпаний из Украины: рынок решает

Политолог Владимир Цыбулько считает, что указанные авиакомпании оставляют Украину по причине смены структуры перевозок.

"Лоукостеры выдавливают традиционные компании в силу дешевизны перевозок. К тому же, невысокая платежеспособность украинцев лишь углубила диспропорции авиаперевозок, - поясняет он. – Так что главным результатом можно считать всё же рыночные механизмы, которые перевесили риск административных. Хуже было бы, если бы этот выход с украинского рынка авиаперевозок был следствием административных схем наши чиновников. Не исключаю, что компании, оставляющие сейчас Украину, могут вернуться с новой программой перевозок – на более конкурентных условиях".

Реальные причины ухода авиакомпаний из Украины никто не назовет

Финансовый эксперт Алексей Кущ называет основным фактором, который вынуждает инвесторов покидать Украину, избирательное применение правосудия, равно как избирательное же применение карательных функций государства.

"Большие лоукосты пока будут оставаться, так как чувствуют поддержку со стороны потребителя. А те, кто не может рассчитывать на массовую кампанию в свою поддержку, предпочитают не связываться с украинским авиарынком, - говорит Кущ. - Всё это будет проходить под предлогом оптимизации, недостаточной прибыльности направлений. Реальную причину ухода никто не назовет".

Эксперт называет нелогичным поступком уход компаний с рынка украинских авиаперевозок, где отмечается динамика роста – в связи с безвизовым режимом с ЕС и массовой трудовой миграцией. Он считает, что есть определенные скрытые факторы.

"Западный бизнес видит, какие изменения происходят в Украине в сфере госуправления и на законодательном уровне. В то время, как со стороны власти звучат призывы инвестировать в нашу экономику, в реалиях идет прессинг крупнейшего инвестора (АрселорМиттал Кривой Рог). И те же авиационные компании понимают, что силы которые "наехали" на комбинат в Кривом Роге, могут точно так поступить с ними. Кому-то может показаться, что авиарынок слишком узкий для такого количества участников. И их нужно немного подсократить. И чтобы не искушать судьбы, некоторые авиакомпании решали заблаговременно покинуть украинский рынок, который вскоре может стать для них токсичным", - резюмирует Кущ.