А-ля мафия: эксперты скептически оценили новый кредит на строительство дорог

По мнению эксперта, на эти деньги в идеале можно отремонтировать до 100 км дорог

Правительство Украины приняло решение взять кредит от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в размере 450 млн евро на развитие дорог. 

Как проконтролировать, чтобы эти деньги не "распилили" и не "закатали в асфальт" и реально ли построить и отремонтировать украинские дороги, изданию "Комментарии" рассказали эксперты.

Негатив перевесит позитив

Политолог Андрей Мишин считает, что с большой долей вероятности можно говорить о коррупционной схеме международного уровня, основанной на "откатах" структурам, аффилированными с конкретными чиновниками Евросоюза.

"В качестве примера можно вспомнить ряд коррупционных скандалов, связанных с кредитами ЕС правительству Италии. Они также были предназначены на строительство дорог. Ну и классика жанра: выиграв местные выборы на юге полуострова, мафия сразу начинает ремонт и строительство дорог для отмывания преступных средств", - отмечает эксперт.

Однако у Мишина вызывает вопросы сумма кредита. Он напомнил, что по данным Аудиторской комиссии Министерства финансов Франции стоимость 1 км дороги составляет в Германии - 5,7 млн. евро, во Франции - 5,2 млн. евро, в Великобритании - 19,2 млн. евро.

"Если сопоставлять структуру затрат, то в европейских странах стоимость строительства автомобильной дороги, кроме затрат на подготовку территории строительства, не включается целый ряд затрат, учитываемых в Украине. Наиболее весомыми из них являются затраты на предпроектную документацию и надзор за строительством, что может составлять более 50%. То есть речь идет о строительстве и ремонте за счет ЕС около 70-100 км дорог", - пояснил эксперт.

Политолог не исключает, что речь может идти о вхождении исполнительной власти Украины в схемы международной коррупции.

"Позитив: рабочие места и несколько участков образцово отремонтированных дорог. Негатив - дальнейшие обнищание большинства населения Украины", - резюмирует Мишин.

Много вопросов без ответа

Эксперт Украинской фабрики мысли Юрий Гаврилечко уверен, что проконтролировать использование средств может только сам ЕИБ. А украинская власть вряд ли будет заниматься самоконтролем.

"Теоретически и технически на эти средства можно построить сотни км качественных дорог. Вопрос в том - будут ли это новые дороги, или же средства намерены пустить на столь любимые у нас "ремонтные работы". Неясно также, речь идет о деньгах, которые уже учтены в проекте бюджета, или это отдельные средства. Исходя из этого нужно задавать правительству конкретные вопросы по ремонту и строительству. Но пока есть много вопросов без ответа", - констатировал эксперт.

По словам Гаврилечко, чтобы что-то контролировать, нужно иметь определенные стандарты.

"Есть ли у нас реальные стандарты по дорогам? Есть ли заинтересованность у государства делать качественные дороги? Готово ли оно уйти от "своих" фирм при тендерах?", – задает риторические вопросы эксперт. 

По мнению Гаврилечко, профильное Министерство должно определить критерии, которым соответствует компания, берущаяся за тот или иной вид работ. Эти критерии могут быть похожи на европейские, или списаны с них. Но – с учетом наших реалий, с контролем и с ответственностью подрядчика за работу. 

Как сообщал портал "Комментарии", Украина находится на предпоследнем месте по качеству дорог и авиаперевозок в Евразии.

Источник: comments.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться