Главная Новости Бизнес госсектор Анбандлинг по-украински: эксперты дали оценку новому закону
commentss НОВОСТИ Все новости

Анбандлинг по-украински: эксперты дали оценку новому закону

Верховная Рада приняла 31 октября во втором чтении и в целом законопроект № 2239-1 (об анбандлинге), который предусматривает разделение деятельности по транспортировке природного газа по модели independent system operator (ISO).

1 ноября 2019, 13:37 comments3612
Поделитесь публикацией:
Анбандлинг по-украински: эксперты дали оценку новому закону

Документ представил нардеп от "Слуги народа", глава энергетического комитета Андрей Герус, который пояснил, что в данной модели анбандлинга "подземные газохранилища остаются у Укртрансгаза, а управление газотранспортной системой (ГТС) будет осуществлять государство в лице Министерства финансов. Эксперты рассказали изданию "Комментарии", в чём смысл принятия данного законопроекта.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич пояснил, что сертификация оператора ГТС необходима для того, чтобы вести переговоры с "Газпромом" о подписании нового транзитного контракта.

"Данные обязательства Украина взяла на себя в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Теперь же "Газпром" заявляет: если Украина обязалась, то должна выполнять. Вот такая некая ловушка выходит. Но, учитывая, что соответствующий закон приняли, нам есть с чем выходить на новые переговоры о транзите газа", — говорит Дмитрий Марунич, подчеркивая, что это совершенно не гарантирует успешного результата до 31 декабря, когда истекает срок предыдущего контракта.

Специалист по государственной политике в топливно-энергетическом комплексе, кандидат технических наук Геннадий Рябцев обращает внимание на то, что условием, которое выдвинула украинская сторона для подписания нового соглашения о транзите российского газа (срок предыдущего, действующего десять лет, истекает в конце 2019-го), являлось его подписание по европейским правилам. 

"Создание оператора ГТС является одним из обязательств Украины"

"А необходимым условием соблюдения европейских правил было выделение из структур НАК "Нафтогаз" независимого и квалифицированного оператора ГТС, сертифицированного по европейским правилам. До создания такого оператора выдвигать требования о подписании соглашения на европейских условиях, было с нашей стороны, по меньшей мере, странно, — подчеркивает эксперт. — И российская сторона не упускала возможности напомнить об этом. Мол, они бы и готовы подписать соглашение, но с кем его подписывать, если в Украине не существует такого оператора".

Помимо этого, создание оператора ГТС является одним из обязательств Украины в рамках соглашений с европейскими партнерами (в том числе — о присоединении к договору о создании европейского энергетического сообщества).

"Для выполнения этих обязательств правительство Украины утвердило план действий, в соответствии с которым все работы в этом напрвлении должно быть завершены к 31 декабря, — продолжает Геннадий Рябцев. — Разработка законопроекта об анбандлинге по выбранной схеме, его принятие ВР, является лишь одним из пунктов этого плана. Так что путь к подписанию соглашения с "Газпромом" еще не открыт. Много будет зависеть от того, насколько хорошо и быстро будет реализован принятый вчера закон. К сожалению, действия предыдущих органов власти свидетельствуют, что как правило, мы останавливались на полпути, не завершая начатых реформ. Достаточно вспомнить, что реализация решения об анбандлинге была намечена еще на 2013 год".

"Для Украины получить независимого оператора ГТС до конца года является стратегически важной задачей"

Член Биржевого комитета Украинской энергетической биржи (УЭБ) Инна Щербина обратила внимание на то, что наиболее обсуждаемое положение Третьего энергопакета ЕС – это структурное реформирование вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) с целью отделения (unbundling — анбандлинг) естественных монополий (транспортировка) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа).

"Это необходимо, чтобы избежать дискриминации других, не аффилированных с TSO компаний. Сертификацию всех TSO предполагалось завершить еще в марте 2013 года, однако и сейчас этот процесс еще не завершен, — говорит Инна Щербина. – Для Украины получить независимого оператора ГТС до конца года является стратегически важной задачей. Это вопрос получения нового контракта с Россией на условиях европейских директив. И в этом случае российская сторона не сможет сказать, что Украина не готова работать по европейским правилам".

Что касается самой модели ISO, то это вариант, который выбрало меньшинство европейских стран, поясняет эксперт УЭБ. Но именно он может быть и преимуществом при прохождении сертификации, поскольку, например, при модели OU в Еврокомиссии часто бывает много претензий касающихся структуры собственности и недостаточного контроля. 

"Критикуется также недостаток источников финансирования и развития сетевых операторов, неопределенность функционала, зависимость менеджмента и плохое распределение компетенций с министерствами стран (особенно для тех, где сохраняется высокая доля участия государства в собственности операторов, как у нас), — продолжает Инна Щербина. — В модели ІТО беспокойство Еврокомиссии вызывают отношения между операторами и их бывшими материнскими компаниями, что требует постоянного внешнего контроля".

По словам эксперта, Украинская энергетическая биржа приветствует принятие этого закона.

"Это очень хороший знак для ЕС. И доказательство того, что реформы в Украине происходят, несмотря на большое количество потерянного ранее времени. Европейским газовым правилам таки быть на украинском рынке!" — резюмирует Инна Щербина.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://comments.ua/
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!