Рубрики
МЕНЮ
Сергей Медведев
Оценку работы глав ОГА будет проводить Секретариат Кабинета министров на основании имеющихся данных государственной статистики, информации центральных органов исполнительной власти, местных администраций и других источников открытых данных.
Предложенная система оценивания губернаторов является прорывным и инновационным методом, который ранее не применялся в госслужбе страны, считает политолог Виктор Таран.
"Будем объективными – увольнение и назначения, последующая политкарьера губернаторов зависели исключительно от их лояльности к президенту и той политсиле, от которой главы ОГА занимали пост. И если новая система будет утверждена на уровне Национального агентства госслужбы, а также будет четко соблюдаться, можно говорить, что такие факторы как протекционизм и непотизм (он же кумовство) уйдут в прошлое", — отмечает эксперт.
При этом, подчеркивает Виктор Таран, очень важно, чтобы критерий оценивания был максимально прозрачен и понятен. А также, чтобы оценивание проводилось в открытом формате — и общественность имела доступ к ежеквартальным результатам.
"Если этого не будет, мы будем вынуждены констатировать, что это просто профанация и замыливание глаз, — уверен политэксперт. — Думаю, первые полгода работы этой системы четко покажут, какой вариант выбрала команда Зеленского".
Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Украины, народный депутат V-VI созывов Алексей Плотников не в восторге от унифицированности критериев деятельности глав ОГА.
"Такой подход хорош для менеджеров среднего звена. Что касается губернаторов, то у каждой области есть свои особенности, и это обязательно должно учитываться, — поясняет экономист. – К тому же, губернатор — это проводник политики власти. Есть жесткие политические критерии, которые не всегда можно унифицировать и ввести в таблицу. Мне кажется, что премьер Гончарук, у которого не было ранее опыта работа на государственной должности, пытают перенести во власть принцип работы не очень большого и не очень успешного бизнеса".
По мнению Алексия Плотникова, попытки таких "инноваций" можно поставить в один ряд с катанием на самокате по зданию Кабмина.
"С точки зрения эффективности государственного управления — такой подход сомнителен. Раньше были рейтинги, но тут речь о неких жестких параметрах, коэффициентах. В бизнесе это возможно, но не в сфере госуправления", — резюмирует эксперт.
Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик подчеркивает, что индекс успешности губернаторов не является ноухау правительства Гончарука.
"Попытки ввести индекс оценивания работы глав ОГА делались еще во времена президентства Ющенко, — отмечает эксперт. — Был специальная таблица учета эффективности работы в социально-экономическом и других аспектах, в том числе – отношении с гражданским обществом. Даже при Януковиче нечто подобное было. Сейчас идея рейтингов губернаторов всплыла вновь. Естественно, власть должна иметь объективные инструменты оценки деятельности глав ОГА. С другой стороны, как показывают предыдущие попытки ввести такие индексы — они были или забюрократизированы или имели консультативный статус, не оказывая особого влияния на перспективы руководства областей".
Что влияло на политические перспективы губернаторов, так это независимые рейтинги. Их делали и некоторые СМИ, и Центр исследования проблем гражданского общества, который возглавляет Виталий Кулик.
"Среди критериев оценки были привлечение инвестиций, инфраструктурные проекты, взаимоотношения с общественностью, открытость региональной власти, — перечисляет эксперт. – Некоторыми рейтингами представители власти в определенной мере манипулировали. Ходили слухи, что губернаторы платили за то чтобы не попасть в конец рейтинга. Или чтобы попасть в начало. Не удивительно, что экспертное сообщество не имело большого доверия касательно корректности методологии оценки ряда таких исследований. Возрождение всего этого сейчас это — просто очередной слайд в презентации премьера. Ни о чём".
По мнению Кулика, многое зависит от того, как и кто будет формировать рейтинг. Если это будут люди, которые пользуются хотя бы минимальным авторитетом, равноудаленные, не грантоедные, независимые — то будет некий резонанс. При этом не стоит забывать, что политическая воля президента – менять губернаторов. По крайней мере – пока.
"По факту губернаторов и глав райгосадминистраций должны сменить префекты. Но происходящее сейчас с реформой местного самоуправления, указывает, что переименованием всё и закончится, — считает директор ЦИПГО. — Есть опасения, что под местные выборы будет сворачивание децентрализации. Чего стоит инициатива новой власти переложить ответственность за снижение тарифов с правительства и контролирующих органов — на местные бюджеты. Тем самым убивают ЖКХ, а загоняют под огонь критики местное самоуправление, чтобы к местным выборам уничтожить рейтинги даже таких мастодонтов как Кернес и Труханов, не говоря уж о более мелких".
Новости партнеров
Новости