Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Парламент Нидерландов 8 октября
единогласно поддержал предложение депутатов о дополнительном расследовании
относительно того, что воздушное пространство Украины над Донбассом в момент
крушения малазийского Boeing, который осуществлял рейс МН17 в 2014 году оставалось открытым.
Почему произошел этот неприятный для
Украины поворот и чем чревато подобное расследование, изданию "Комментарии"
рассказали эксперты.
По мнению руководителя Центра
военно-правовых исследований, адвоката Александра Мусиенко, решение
нидерландского парламента обратиться к соответствующим следственным органам
страны касательно расследования того факта, что украинская власть не закрыла
воздушное пространство над территорией Украины летом 2014 года является
следствием двух вещей.
"Первое – фактически выдача одного из
возможных свидетелей (а в дальнейшем – подозреваемого) в сбитии рейса МН17 Владимира Цемаха
в РФ. Второе, по сообщениям отдельных источников и СМИ, президент Украины
Владимир Зеленский не встретился на полях Генассамблеи ООН с премьер-министром
Нидерландов Марком Рютте. С моей точки зрения, это было ошибочное решение. Если
возникают кризисные явления в отношениях между странами, тем более, с
державами-партнерами (а Нидерланды играют одну из ведущих ролей в ЕС), то нужно
встречаться, обсуждать неудобные моменты, находить точки соприкосновения", – подчеркивает
Мусиенко.
По словам эксперта, еще одним моментом
может быть российская пропаганда и серьезное российское лобби, которое
постоянно пытается обвинить Украину в причастности к трагедии.
"Хотя международная следственная
группа и установила, что "Боинг" был сбит российской ракетой, которая прибыла
на Донбасс с территории РФ с помощью российских военных", – говорит руководитель
Центра военно-правовых исследований.
Мусиенко подчеркивает, что решение
парламента Нидерладндов пока носит больше политический характер.
"И пока оно не перешло в юридическую
плоскость, пока не дан ход делу, официальному Киеву нужно интенсифицировать на
дипломатическом уровне переговорный процесс и налаживать отношения с
Нидерландами", – уверен эксперт.
Политолог Олег Саакян отмечает, что
основное расследование (международное) проводится уже длительное время. И
неоднозначно отмечалась конструктивная позиция Украины, которая хоть и
формально не находится на стороне обвинителей, но в действительности скорее
воспринимается именно так.
"По информации, которая имеется у
следствия, становится понятно, что все следы ведут в РФ, – продолжает Саакян. –
Дополнительное расследование может быть использовано Россией и российским лобби
для затягивания ситуации и для подмывания имиджа Украины. Но увенчаться успехом
оно, скорее всего, не сможет".
Политолог подчеркивает, что не первый
раз при солидарной с другими европейскими странами официальной позиции властей
Нидерландов касательно поддержки Украины в российско-украинское войне,
нидерландский парламент становится площадкой для продвижения российской
повестки и внесения раздора в украино-европейские отношения.
Глава Центра прикладных политических
исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что на вопрос касательно того,
должно было быть закрыто небо над Донбассом или нет, должны отвечать
специалисты по авиационному праву. Но проблема, по его словам, в другом.
"Проблема в том, кто сбил "Боинг". А
там всё очевидно, в том числе для Нидерландов, для международной следственной
группы, – отмечает Фесенко. – Такого рода расследование, которое инициировали
нидерландские парламентарии, – это способ переключить внимание на другую
сторону, попытка уйти от главного вопроса: "Кто сбил самолет?". То, что это делается
в интересах РФ, у меня не вызывает сомнения".
Аналитик
Михаил Подоляк отмечает, что позиция парламента Нидерландов, как всегда,
обусловлена чисто прагматическими интересами.
"Расследование
показало все обстоятельства гибели пассажирского "Боинга" и абсолютно точно
установило виновников этой трагедии. Но, не имея шансов привлечь виновника, и
имея с виновником плотные экономические отношения, Нидерланды проводили весьма
интересные закрытые переговоры с РФ по выплате компенсаций семьям жертв
авиакатастрофы. Предполагая, что тема так и останется не раскрытой до конца...
Однако резонансная и скандальная выдача Украиной РФ Цемаха, одного из
свидетелей по делу сбитого гражданского аэробуса, резко подогрело тему и
выставило Нидерланды в весьма странном свете", – поясняет эксперт
По
мнению Подоляка, инициатива нидерландских парламентариев – это всего лишь
своеобразная "обратка" Украине. Между "закрытием воздушного пространства" над
страной (о котором, кстати, шли консультации тогда с западными партнёрами, но
которые не советовали этого делать) и непосредственной стрельбой по
пассажирским лайнерам – слишком большая разница, резюмирует аналитик.
Напомним, что 17 июля 2014 года в небе над селом Грабово (Шахтерский район Донецкой области, подконтрольный боевикам созданной РФ квазиреспублики "ДНР") был сбит самолет Boeing-777 "Малазийских авиалиний", выполнявший рейс MH17 Амстердам – Куала-Лумпур. В результате авиакатастрофы погибли все 298 человек, находившиеся на борту. Пассажирами рейса были граждане 10 стран. Совместная следственная группа (JIT), в которую вошли Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина, доказала, что ЗРК "Бук", использованный для запуска ракеты, сбившей "Боинг", принадлежал 53-й зенитной ракетной бригаде – подразделение вооруженных сил РФ, дислоцирующееся в районе Курска.
Ранее "Комментарии" писали, что боевик, сбивший МН17, вышел на свободу по "закону Савченко".
Новости партнеров
Новости