Госбюджет-2020: эксперты оценили принятый парламентом закон о бюджете
Эксперты дали оценку принятому бюджету-2020
Народные депутаты Украины вчера
проголосовали 280 голосами "за" государственный бюджет на 2020 год. Эксперты рассказали
изданию "Комментарии", о чём говорит процесс принятия, а также о слабых и
сильных сторонах документа.
Госбюджет-2020: все традиционно
Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин считает бюджет традиционным и далеким от красивых предвыборных лозунгов.
"Вчера после принятия госбюжета радостно хлопал премьер Гончарук (премьер-министр Украины Алексей Гончарук, – ред.). Точно так же органично с хлопками смотрелся бы Гройсман или Яценюк (экс-премьер-министры Владимир Гройсман и Арсений Яценюк, – ред.). Ни картинка, ни суть документа не меняется, – уверен Олег Пендзин. – А красивые лозунги остаются в истории предвыборных обещаний. И "подолання епохи бідності", и 40% роста ВВП за пять лет. И 50 млрд долларов инвестиций. И миллион новых рабочих мест. И прожиточный минимум – реальный, а не нарисованный главой Минфина госпожой Маркаровой (министр экономики Оксана Маркарова, – ред.) "с потолка". И дефицит пенсионного фонда, который только растёт, и деньги на субсидии, которые только уменьшаются. И, опять, 12 млрд гривен от приватизации. В этом году мы хотели получить 18 млрд от приватизации. На будущий год опять хотим".
Госбюджет-2020: эпоха бедности
Глава Института публичной политики и консалтинга (ИНПОЛИТ), политический консультант Сергей Быков считает, что бюджет-2020 бетонирует эпоху бедности.
"Никакого развития социальной сферы. Гайки людям завинчивают в стиле Порошенко. Учителям никаких надбавок, беднякам уменьшают субсидии. Рост экономики прогнозируют на 3,7% ВВП, хотя обещали 8% в год. Вместо стимулирования экономики планируют распродать землю и стратегические предприятия. Никаких инструментов поднять страну не предлагают. Этот бюджет превращает Украину в колонию, а людей в рабов", – говорит Сергей Быков.
Госбюджет-2020: все в рамках нынешних реалий
Аналитик ОО "Слово и Дело" Валентин Гладких считает, что мы получили не плохой и не хороший главный финансовый документа, а именно такой, каким он мог быть при наших реалиях.
"Не будем забывать, что у нас есть огромный объем внешнего долга, который мы должны обслужить. К тому же, украинцы массово не платят налоги", – отмечает эксперт.
Говоря о голосовании за госбюджет (его поддержали 241 парламентарий от "Слуги народа", 19 – из депутатской группы "За будущее", а также 20 внефракционных нардепов), Гладких подчеркнул, что понимает представителей фракций "Батькивщины" и "Оппозиционного блока – За жизнь", которые системно критиковал бюджеты и прошлой власти, называя их антисоциальными и "бюджетами полицейского государства".
"Что мне непонятно, так это почему этот документ критикуют представители предыдущей власти из фракции "Европейская солидарность". Бюджет во многом делала министр финансов, которую новая власть "унаследовала" от предыдущей. Что может Порошенко и его соратникам не нравится в бюджете, который является если не братом-близнецом, то точно – сыном предыдущих бюджетов, принимаемых правительствами Яценюка и Гройсмана?", – говорит Гладких.
Также аналитику заявляет, что ему не ясно, в чем именно революционность бюджета, обещанная представителями СН.
"Когда люди отдавали голоса за Зеленского и СН, они точно не хотели продолжения тех социальных практик, которые были при Порошенко. Они хотели коренных изменений. Но в бюджете ничего революционного нет, – подчеркивает Гладких. – Впрочем, а что, собственно говоря, мы хотели увидеть там революционного? Бюджет является иллюстрацией известной поговорки: "По одежке протягивай ножки". Какие-то революционные изменения мы можем увидеть, допустим, в Налоговом кодексе. Лишь после этого они могут найти отражение в бюджете – спустя какое-то время. В данный же момент у государства объективно не хватает средств, чтобы оно могло удовлетворять все социальные запросы. К тому же, заявления о сокращения социальных стандартов – неправда. Они по мере возможности увеличены – и на образование, и на здравоохранения. Просто это не чувствуется в масштабах страны. Это всё равно, что 100 грамм масла размазать на километровый бутерброд".
Среди позитивов эксперт отметил процедуру принятия бюджета – впервые за долгое время это произошло не ночью и без особых скандалов.
"Главный финансовый документ был принят нормально, без шоу в зале заседаний, без кулуарных договоренностей, когда до последнего перед рассмотрением госбюджета шло перераспределение средств, – подчеркивает Гладких. – Одна политическая сила взяла на себя всю ответственность за главный финансовый документ страны. И потому я считаю, что мы получили наименее заангажированный госбюджет, в котором не учитывались "хотелки" ряда политических групп".