Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
В субботу, 7 декабря, состоится
закрытое заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО),
посвященное предстоящей в Париже встрече в "нормандском формате" и вопросам
реинтеграции Донбасса. Ситуация непростая, практически любой расклад после
встречи гарантирует Украине потрясения. Эксперты рассказали изданию "Комментарии",
есть ли шанс выйти после 9 декабря на реальное урегулирование ситуации, как
властям реагировать на возможные протесты части радикально настроенного
населения, а также, как реагировать на возможные провокации до встречи и в
процессе встречи.
Политолог Олег Гнатюк уверен: в
настоящее время цель России – делать так, чтобы в погоне за миром Украина шла
на непопулярные для себя и украинского общества шаги и компромиссы. Как пример – возможна
имплементация "формулы Штанмайера".
По мнению эксперта, существует
высокая вероятность, что 9 декабря на переговорах в "нормандской формате"
Россия будет склонять Украину к реализации своих намерений, а именно:
- стремление легитимизировать
нынешние администрации квазиобразований "ЛНР" и "ДНР" в вопросе мирного
урегулирования конфликта на Донбассе, призывать к переговорам украинскую
сторону с их "руководителями";
— принуждение Киева отказаться от попытки контроля над ОРДЛО и принять
российские условия урегулирования конфликта на Донбассе;
— внесение изменений в закон об "особом статусе Донбасса", предоставив широкие
полномочия главам "псевдореспублик" и возможность проведения выборов на этих
территориях на условиях, которые противоречат украинскому законодательству.
"С целью недопущения радикализации
настроений в обществе и возможных дальнейших акций протеста, Украина на встрече
лидеров государств "нормандского формата" должна занять бескомпромиссную
позицию в вопросах, которые ложатся в плоскость ее национальных интересов и
безопасности", – уверен Гнатюк.
Среди таких вопросов эксперт
обозначил:
- разоружение управляемых РФ
группировок в ОРДЛО;
— восстановление Украиной полного контроля над временно неподконтрольным
участком границы;
— допуск мониторинговой миссии ОБСЕ ко всей линии разграничения;
— восстановление полноценной работы на оккупированной территории украинских
медиа, правоохранительных органов, общественных организаций, политических
партий, государственных институтов и тому подобное.
"Лишь после вышеупомянутого возможно
проведение местных выборов в ОРДЛО – согласно украинскому законодательству", – уверен
политолог.
Среди возможных результатов встречи
Гнатюк называет:
- стремление сторон разрешить
конфликт на Донбассе может зайти в тупик, без достижения хотя бы какого-то
компромисса;
— стороны не будут делать резких заявлений и не станут выражать жестких
позиций, а лишь продолжат нынешнюю политику совместных действий, поставив новые
задачи для Минского формата переговоров;
— могут быть озвучены официальные результаты встречи для прессы, но при этом
достигнуты "тайные" договоренности между странами по вопросу урегулирования
конфликта на Донбассе.
Кандидат политических наук, политолог
Игорь Петренко считает вопрос урегулирования конфликта на Донбассе достаточно
контроверсийным для общества, в частности – из-за значительно политизации темы
и использовании ее в интересах определенных политических игроков.
"Власть пытается изменить градус
дискуссии, которая происходит. Она пытается убедить оппонентов, что нормально
говорить о разных мнениях. И подчеркивает, что "красные линии", которые
обозначены (в том числе в совместном заявлении фракций "Европейская
солидарность", "Батькивщина" и "Голос") – те же, которые провела для себя сама
власть, – подчеркивает Петренко. – Потому президент едет в Париж с
консолидированной позицией основных украинских политических игроков".
По мнению эксперта, протестов не
избежать, но они будут носить политические мотивы.
"В этом смысле достаточно умный ход
власти – указать на то, что обозначенные ею и политическими оппонентами "красные
линии" – идентичны, – говорит политолог. – Так что, думаю, на встрече в Париже
не будет договоренностей по тем вопросам, которые можно принять как открытую "зраду".
Типа – выборы без вывода войск (под дулами автоматом, прямой диалог с ОРДЛО) и
так далее".
По мнению Петренко, от "нормандской
встречи" резких прорывов ожидать не стоит.
"Думаю, что общее коммюнике уже
согласовано. И, скорее всего, основными будут три вопроса, ранее озвученные
Зеленским: реальное прекращение огня вдоль всей линии фронта, обмен пленными
(хоть есть проблема верификации – РФ говорит, что у нее куда меньше людей, чем
называет украинская сторона) и вопрос модальности местных выборов. В любом
случае такая встреча – определенный сдвиг с "мертвой точки", учитывая, что с
2016 года таких встреч не было", – резюмирует эксперт.
Руководитель аналитического отдела
Центра контент-анализа Сергей Стуканов называет основополагающей проблемой
встречи в "нормандской формате" то, что Россия не намерена идти на уступки.
"Россия стремится сохранить контроль
над ОРДЛО, а с помощью этого рычага еще и влиять на Украину. При этом и в
дальнейшем делать вид, что "их там нет". Собственно, команда Зеленского
стремилась использовать последний аспект, максимально исключив из своей
риторики упоминание оккупанта и предпочитая термин "реинтеграция" термину "деоккупация".
У Зеленского создавали для России возможность тихо уйти с Донбасса", – отмечает
эксперт.
Зеленский, по словам Стуканов, поедет
на встречу с намерением обсудить вывод российских войск, передачи контроля над
границей.
"Мы видим, что команда президента
подготовила и несколько новелл, которые позволяют по-новому интерпретировать
термины, заложенные в Минских соглашениях, – продолжает эксперт. – К примеру,
прозвучало предложение трактовать как представителей ОРДЛО на переговорах в
Минске не только представителей оккупантов, но добавить туда и представителей
переселенцев. Появились и сообщения о намерении формировать так называемую "муниципальную
стражу" в ОРДЛО с участием украинских военных, представителей ОБСЕ и местных,
которые не брали в руки оружие".
Со своей стороны украинская власть
готова даже к изменениям в Конституцию, что, безусловно, создает большие риски
для Украины в будущем, отмечает аналитик. Россия же, по его мнению, будет
настаивать на юридическом закреплении "особого статуса" на постоянной основе в
Конституции. А также – на прямом диалоге официального Киева с лидерами
боевиков.
"По факту, вряд ли удастся осуществить реальный сдвиг в переговорах. Россия не будет обсуждать передачу границы и вывода войск, пока Украина не внесет изменения в Конституцию, согласовав их с боевиками, – считает Стуканов. – Поэтому после "нормандской встречи" будут многие надежд, но мало результатов. Впрочем, я не верю и в вариант "Стена", о котором упомянул Ермак (помощник президента Украины Андрей Ермак заявил недавно, что если Киев не увидит "готовности со стороны РФ идти к мирному процессу, к выполнению Минских договоренностей, что ж, будем тогда не в фигуральном плане строить стену и жить дальше", – ред.). Власть на это не пойдет, по крайней мере, не в 2020 году. Скорее всего, будут дальнейшие надежды сдвинуть ситуацию с места, с уступками Путину".
Новости партнеров
Новости