Рубрики
МЕНЮ
Сергей Медведев
Заместитель директора Украинского института будущего, руководитель проекта по борьбе с контрабандой Евгений Енин считает, что "дела Майдана" долгое время были заложниками персональных взаимоотношений бывшего генпрокурора Юрия Луценко и уже экс-руководителя департамента спецрасследований Сергея Горбатюка.
"В этой истории отсутствуют белые и черные цвета в чистом виде. У каждой из сторон есть своя правда. Но результат никоим образом не удовлетворяет общество — правды о событиях на Майдане общество так и не услышало, — подчеркивает Енин. — По сути, "дела Майдана" превратились в своеобразный "горячий пирожок" — ответственность за них несет тот, у кого они оказались в последний момент".
Эксперт считает, что действующий генпрокурор Руслан Рябошапка существенно подыграл Горбатюку, уволив его из ГПУ. И теперь именно уже с новым именем будет связываться дальнейшая перспектива передачи "дел Майдана" в суд.
"Любая передача дел из одного органа предварительного расследования к другому означает технологическую паузу продолжительностью до пяти-шести месяцев — с тем, чтобы новые следователи вошли в курс дела, — поясняет Енин. — По сути, следователи ГПУ и региональных прокуратур должны быть освобождены с 21.11.19 в связи с потерей прокуратурой с этой даты функций следствия. Или — переназначены на должности прокуроров. В связи с тем, что Рада отложила рассмотрение законопроекта №2116, в рамках которого предполагается упрощенный порядок перевода "следователей Майдана" в ГБР, эти люди фактически зависли в воздухе. Генпрокуратура не имеет права начислять им зарплату с 21 ноября, а в случае их увольнения не будет идти речь о переводе в ГБР".
Замдиректора УИБ высказывает надежду, что команда ГПУ найдет выход из этой ситуации. Иначе она рискует понести серьезные имиджевые потери.
Политический эксперт Александр Савченко уверен, что никакого "реально нового" результата расследования, а следовательно — и результата — не будет.
"Напомню, что в 2014 году, после так называемой "революции достоинства", Верховная Рада проголосовала за закон № 4073-1 — 21 февраля. А 26 февраля спикер парламента Турчинов, ставший и.о. президента, данный закон подписал. Закон предусматривает недопущении преследования и наказания лиц по поводу происшедших тогда событий. И применяется данная амнистия очень выборочно, только к митингующим, — отмечает Савченко. В отношении же милиционеров и сотрудников спецподразделений данный закон не действует. Более того — часть сотрудников "Беркута" до сих пор находится в заключении. В их отношении уже более пяти лет ведется следствие".
Савченко называет это несправедливым, подчеркивая, что подобная норма заложена в закон специально.
"И этот закон никто не отменял, его даже не собираются пересмотреть. Все улики, которые могли быть изучены, уже уничтожены, деревья спилены, баллистические экспертизы не проводились, — говорит эксперт. — Дошло до того, что брусчатку с улицы Институтской стали сдирать, но слава богу вовремя остановились... Поэтому я уверен, что никакого должного расследования всех виновных в смертях на Майдане не будет. Хотя бы потому, что есть закон, фактически запрещающий такое расследование проводить".
По мнению эксперта, новая власть заговорила сейчас о каком-то расследовании лишь потому, что ее рейтинг начал падать.
"Вот и принято решение в очередной раз позаигрывать с электоратом, который начал открыто говорить, что обещали справедливость, мир в Украине, достойную работу, а получили заказ проституток из Верховной Рады, черные выплаты депутатам, продолжающуюся войну, вместо снижения тарифов – их увеличение. Ну и, как вишенка на торте, — распродажа всего и вся, включая украинский чернозём", — резюмирует Савченко.
Политический аналитик Павел Нусс отмечает, что ГПУ передала в ГБР более 20 производств, связанных с преступлениями времен Революции Достоинства.
"И прогнозировано, первые кейсы, которые интересовали ГБР, касаются убийств силовиков. И этому есть соответствующее объяснение, — говорит Нусс. — Изначально создание специального "департамента Майдана" в ГБР была грубейшей ошибкой, которая в приоритете может уберечь от ответственности виновных в смертях Небесной сотни. Речь идет о подозреваемых высшей степени. Передача расследования "дел Майдана" в ГБР с ГПУ, это равно тому, если бы эти дела были переданы Портнову (юрист Андрей Портнов, бывший замглавы Администрации президента времен Януковича, ведущий в данный момент активную юридическую борьбу с представителями власти времен президентства Порошенко – прим. ред.) лично в руки. Многие предупреждали, что передача дел под юрисдикцию ГБР осуществляется для того, чтобы "слить" расследование против реальных преступников. Взамен ГБР может выдвинуть обвинения против участников Революции. И судя по приоритетным направлениям развития событий в ходе передачи дел, всё к тому идет".
Нусс считает, что можно говорить о случившемся реванше. И уверяет, что борьба будет продолжаться.
Новости партнеров
Новости