Главная Новости Мир Поляки испугались Майдана
commentss НОВОСТИ Все новости

Поляки испугались Майдана

В стране, которую считают главным лоббистом Украины в Евросоюзе, не все уверены, что победа Майдана отвечает польским интересам

15 мая 2014, 00:02
Поделитесь публикацией:
Поляки испугались Майдана

"Я НЕ был бы столь оптимистичен насчет победы Майдана и не отождествлял бы ее с победой демократии", — заявил на конференции, посвященной аналогиям между Майданом в Украине и движением "Солидарность" в Польше, один из членов этого движения в Силезии Павел Киларский. Его коллега Войцех Михалевич, сидевший рядом, оказался еще более радикальным. Он пришел на мероприятие в футболке с надписью по‑польски "Помним Волынь". Это должно было указывать на однозначность, с которой некоторые поляки воспринимают Восток (так они называют нас с вами): борьба за демократию — это замечательно, но исторические проблемы по‑прежнему стоят на повестке дня.

ВОЛЫНСКИЙ СИНДРОМ

Нам трудно это понять, но поляки смотрят на Киев, условно "пролетая" над Западной Украиной, а она ассоциируется у них с украинским радикальным национализмом. Если для нас Майдан и "Небесная сотня" — это революция человеческого достоинства и героические жертвы, то многие поляки видят прежде всего красночерные флаги ("под этими флагами резали поляков на Волыни!"), портреты Бандеры (неважно, что на здании Киевсовета его портрет провисел всего несколько часов), "Правый сектор" ("мало им "Свободы", они еще больше радикализировались!").

Надо сказать, что такое положение вещей на руку определенным польским политикам, общественным деятелям и массмедиа. В то время как Украина оплакивала первых жертв Майдана, корреспондент газеты Rzeczpospolita.

Энджей Белецкий искал контакты для интервью с представителем "Правого сектора". Что же стало предметом обсуждения журналиста и заместителя лидера организации "Тризуб" Андрея Тарасенко, которого газета назвала спикером "Правого сектора" (то есть фактически пресссекретарем)? Нет, не жертвы Майдана. Темой беседы было отношение "Правого сектора" к проблеме Волыни ("ответственность Бандеры за геноцид на Волыни — это бред") и к возможному пересмотру границ ("мы претендуем на Перемышль и несколько примыкающих уездов").

Публикацию из разряда тех, которые в журналистской среде Украины называют троллингом, в различных интерпретациях перепечатали многие польские сайты и десятки изданий. Сам Белецкий на вопрос о цели публикации ответил: "Если эти вопросы волнуют поляков, почему я не имею права спросить об этом?" Представительница польского меньшинства в Украине Наталия Оладько попросила Белецкого, чтобы он больше не распространял ложной информации об украинском Майдане. "То, что на Майдане немало людей с разными мнениями и разными политическими симпатиями, не делает Майдан ни "бандеровским", ни "ультраправым", — написала она автору скандального интервью на странице в Facebook. Ответа не последовало, однако сегодня уже сам журналист раздает интервью, в которых рассказывает, как "самосовершенствуется" "Правый сектор".

НЕ ПОВОД ДЛЯ ВОСТОРГА

То, что как минимум для части украинского общества является предметом гордости, за пределами Украины восторга не вызывает. Возьмем термин "национализм". В Украине много написано о том, что в коммунистической империи националистами считались те, кто принципиально говорил на украинском языке, подчеркнем — на правильном украинском. Но там, где этот термин употребляется исключительно в историческом контексте, ассоциируясь с периодами перед Второй мировой войной и во время нее, извлечение его на свет божий сегодня, и более того — навешивание этого ярлыка на современного украинца (даже когда он сам этого очень хочет), не способствует объективному восприятию новой Украины. Мы не можем убедить весь мир в том, что слово, повсюду вызывающее антипатию, на нашей территории является позитивным. Как отметила во время дискуссии, посвященной ситуации в современной Украине, украинка Людмила Сирик, преподавательница Университета Марии Склодовской­Кюри в Люблине, "оперирование термином националисты в период, когда мы развиваемся в направлении к демократии, к межкультурному диалогу, является для Украины и ее общества опасным. Я бы посоветовала украинским политикам избегать урапатриотической демагогии и реально оценивать происходящее. Одна из наших задач — донести до международного сообщества не только желание развивать украинское государство, но прежде всего государство демократическое".

Сами поляки часто шутят, что слишком много внимания уделяют истории и от нее определенным образом зависят. Однако когда они собираются вместе, начинают сетовать на то, что исторические вопросы обсуждаются недостаточно и что врагам не удастся замолчать эту проблему. Но при этом забывают, что народысоседи не обязательно должны находиться в таком же историческом тонусе, как они. Не упоминая о постоянных антиукраинских выпадах интеллектуалов, связанных с консервативным католическим крылом польской церкви, и других маргинальных личностей, приведем пример авторской колонки в еженедельнике Wprost от 31 марта — 6 апреля (журнал считается правоцентристским).

Журналистка издания Магдалена Ригамонти комментирует назначение историка Владимира Вятровича на должность директора Украинского института национальной памяти (УИНП). По ее мнению, 26 марта украинское правительство нарушило статускво, согласно которому исторические проблемы между Польшей и Украиной были отодвинуты на задний план. "Если так пойдет и дальше, профессор спровоцирует ІІІ польскоукраинскую войну", — пишет пани Магда. При этом она не объясняет разницу между УИНП и отечественным Институтом национальной памяти (у этой польской структуры бюджет составляет несколько десятков миллионов долларов в год; в ее состав входит прокурорский отдел, который имеет право открывать уголовные дела против совершивших преступления с 1939 по 1989 год). Пани Магда не объясняет также, что кроме Вятровича (кстати, не профессора, как его называет колумнистка, а человека, имеющего опыт организации первого музея западного типа по изучению тоталитаризма "Тюрьма на Лонцкого" и управления архивом СБУ при президенте Ющенко) разгребать украинские коммунистические авгиевы конюшни тоталитаризма, быть может, просто некому. Она воспринимает это как красноречивый антипольский шаг, подобный присвоению Степану Бандере звания Героя Украины (покойный президент Лех Качинский считал это решение недружественным по отношению к Польше). Но, бога ради, неужели Яценюк и Турчинов сейчас только и думают о том, как насолить полякам?

ОСТОРОЖНО, БОТЫ!

И тут невозможно не задаться вопросом: всегда ли люди, призывающие украинцев быть демократичными и либеральными, делают это в силу собственных убеждений? И получают ли они вознаграждения — в тот момент, когда мнение поляков совпадает с кремлевским? В Польше как минимум уже поняли, что Россия финансирует многих комментаторов под статьями (на польском языке), продвигающих определенную точку зрения. В соцсетях распространяются инструкции "Как поймать русского бота", а эксперты предостерегают от влияния интернет­пропаганды. Но тут же сталкиваешься с якобы "небрежностью" редакторов телеканалов, когда польскому зрителю внушается мысль о неизбежности распада Украины: "Россия (не отдельно взятый Жириновский, а именно Россия. — Авт.) предлагает Польше поделить Украину"; "Украину ждут разборки"; на карте Украины отмечена степень владения украинским языком по регионам — и поляки видят, что уровень владения/невладения украинским в Балте или Котовске такой же, как в Керчи, а в Закарпатье, оказывается, говорят на корпатскорусинском (!), венгерском и больше ни на каком другом языке. Это примеры того, о чем вещает польский частный телеканал TVN Biznes i Swiat.

А вот публично высказанное мнение не бота из Интернета, а профессора Белостокского университета Антони Мироновича. Он считает, что российские геополитические интересы распространяются на все постсоветское пространство и что эти интересы нельзя не учитывать, что Россия (а не США) — это главный партнер Евросоюза и что нельзя просто взять и перечеркнуть общее наследие Киева и России, то есть "славянскоправославные ценности". Эти тезисы профессор приводит в интервью и публикациях. И пусть подобные точки зрения "оппозиционны" к господствующей в Польше безоговорочной поддержке Украины, но они в очередной раз подтверждают, что украинской власти следует предпринимать конкретные меры, чтобы противостоять информационной войне, которую Россия ведет за пределами Украины, — хотя бы в соседней Польше.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Роман Кабачий
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!