Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
КАК ПРАВИЛО, все войны в истории человечества получали свое название, с которым они вошли в учебники истории по окончании. Действительно, трудно представить себе объявление мобилизации на Трехсотлетнюю войну или официальные сводки с боев Столетней войны.
Очень часто одна и та же война называется ее участниками по-разному. Так, Первая мировая война в Российской империи с первых дней получила название германской. И называлась так, пока империя не прекратила свое существование. В большинстве случаев ее называли Великой войной — и так вплоть до 1939 года, когда Германия развязала Вторую мировую.
Главным антиподом Германии — страныагрессора, по вине которой дважды мир погружался в большую войну и которая дважды проигрывала, теряя население и территории, в обоих случаях выступили Соединенные Штаты Америки. Именно США больше всех выиграли в результате Второй мировой войны, распространив свое влияние на половину земного шара. А Первая мировая стала стартовой площадкой для планетарной гегемонии Америки.
ИЗ ПРИНЦИПА
Настоящий ХХ век, не календарный, наступил не 1 января 1901 года, а 28 июня 1914-го — в день убийства австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда.
На курок пистолета, выстрелами из которого были убиты наследник престола с супругой, нажимал студент Гаврила Принцип, член молодежной организации "Млада Босна", ставившей целью объединение всех южных славян в одно государство. За двумя выстрелами боснийского серба последовало не поддающееся подсчету количество выпущенных пуль и снарядов. Одним из результатов оживленного обмена боеприпасами стало появление через четыре года после выстрелов в Сараево объединения всех южных славян в одном государстве — 1 декабря 1918 года принято считать днем рождения Югославии. Принцип, который приложил руку к распаду империи, не дожил до этого счастливого дня — он умер в тюрьме в апреле 1918-го.
АвстроВенгрия (1867–1918) раскололась — в хронологическом порядке — на Чехословакию, Венгрию, Польшу, Югославию и Австрию. Обломки империи (в частности, часть современной Украины) вошли в состав Италии, Румынии, Югославии и Польши. Таким образом, столь чаемое Гаврилой Принципом и его единомышленниками единство южных славян было достигнуто через распад мультикультурного и многонационального государства.
Да, "Млада Босна" добилась своего — Босния и Герцеговина вышла изпод юрисдикции АвстроВенгерской империи и стала частью Югославского королевства. Но не это событие было главным итогом Первой мировой войны и не ради единого государства южных славян на полях сражений погибло 10 млн. человек, а 12 млн. стали случайными жертвами бойни. Это — один из самых незначительных по важности геополитических итогов Великой войны. Хотя это один из вполне ожидаемых результатов — если не по форме, то по существу.
Османская империя (1299–1922) к началу Первой мировой была смертельно больна — одряхлевшее государство, без следов былого могущества, потеряло к августу 1914-го все территории в Европе и Северной Африке. Логика истории направила Османскую империю в военный союз с Германией — чтобы проиграть и битву, и сражение. Чтобы положить конец 600-летнему государству. Победители разделили территорию империи между собой, на ее развалинах возникли Сирия, Ливан, Палестина, Ирак. В довершение процесса восставший народ скинул султана Мехмеда VI и образовал Турецкую республику.
Мировой кризис империализма затронул только тех, кто проиграл войну. Британская и Японская империи были на стороне победителей. В качестве приза владения британских монархов согласно условиям Версальского договора выросли до максимальных размеров за всю историю существования империи. Япония сохранила все свои колонии и увеличила политическое влияние в Тихоокеанском регионе. Но и эти итоги Великой войны, на которые рассчитывали победители, не были главным результатом такого масштабного пересмотра границ.
Как показало дальнейшее развитие событий, АвстроВенгрия и Османская империя ко времени своего заката не сохранили того имперского запала, который остался в целости и был двигателем захватнических войн двух других империй, прекративших существование в результате Первой мировой войны, — России и Германии.
РУССКО-ГЕРМАНСКИЕ КОРНИ
Распад империи Габсбургов означал конец XIX столетия. А вот гибель Германской и Российской империй знаменовала собой начало нового столетия. Через 25 лет после начала Первой мировой войны нацистская Германия и Советский Союз напали на Польшу и разорвали ее на части — так началась Вторая мировая война.
Первая мировая война стала причиной Второй мировой — можно так считать. Две бывшие империи затеяли передел Европы, чтобы вернуть свои прежние колонии и провинции и завоевать новые территории. Но одним европейским континентом аппетиты Гитлера и Сталина не ограничились. К тому времени, когда два тоталитарных режима, сцепившись друг с другом в смертельной схватке, втянули в бойню невиданных масштабов весь остальной мир, на планете Земля уже появился ограничитель — Соединенные Штаты Америки.
И, как это часто бывает, от драки двоих выигрывает ктото третий. В случае с началом и развязкой обеих мировых войн этими двумя оба раза были Германия и Россия — как бы они ни назывались на тот момент, а третьим дважды выступили США как наибольший выгодоприобретатель.
Первая мировая война закончилась поражением Германии — это очевидно. Но и Россию трудно назвать победителем, хотя она начинала воевать против немцев, а ее союзники диктовали поверженной Германии условия мира.
Вторая мировая война закончилась капитуляцией Германии — это известно. СССР, возникший в пределах Российской империи, был среди участников антигитлеровской коалиции, выигравшей войну, но по количеству жертв, которые страна понесла как на фронте, так и среди мирного населения, Советский Союз намного опережает проигравшую сторону.
Выяснение германскороссийских отношений могло ограничиться одной мировой войной, если бы США выступили гарантом послевоенного мира в 1920-х годах. Но этого не произошло и не могло произойти — бывшая британская колония изза своего географического положения не рассматривалась сто лет назад ни как равноценный партнер ведущих держав, ни тем более как самостоятельный игрок. Поэтому мир стал свидетелем — и участником — поединка из двух раундов между двумя родственными империями, между двумя идеологически близкими тоталитарными государствами.
АМЕРИКАНСКИЙ ШАГ
Чтобы понять, что представляли собой США 100 лет назад по сравнению с тем, что это государство представляет собой сегодня, достаточно привести один примечательный пункт из резюме Первой мировой войны. 10 апреля 1917 года Болгария объявила войну Соединенным Штатам. Болгария — Соединенным Штатам. Объявила войну.
США вступили в войну на стороне Антанты 6 апреля 1917 года — Белый дом объявил войну Германской империи. Но еще до того как нога первого американского пехотинца ступила на землю Франции, США оказывали большую экономическую и финансовую поддержку своим союзникам в Европе. И прежде всего — Британской империи.
100 лет назад Британская империя была главным претендентом на звание супердержавы, намного опережая в этом необъявленном состязании всех остальных. Британия сделала все возможное, чтобы вовлечь США в активные боевые действия. Монархия увидела в своем географически дальнем родственнике инструмент влияния на внутренние континентальные расклады в свете приближающейся развязки. Британская разведка передала в распоряжение администрации президента США Вудро Вильсона расшифровку телеграммы министра иностранных дел Германии своему послу в Вашингтоне. Министр давал указание дипломату, как склонить Мексику к войне против США. В качестве приза за участие Германия обещала Мексике после общей победы над врагом вернуть ей Техас, Аризону и НьюМексико.
Это верхний слой большой политики, под которым обнаруживается толща экономических интересов. К началу и во время Первой мировой войны США обеспечивали Британскую империю и Францию более чем на 80%. А Великая война отличалась от всех предыдущих не только числом участников и территориальным размахом, но и тем, что в боевых действиях участвовала техника, потребляющая топливо нефтяного происхождения в больших количествах.
США были первой страной в мире, в которой нефть стала добываться в промышленных объемах, более чем достаточных для обеспечения внутреннего спроса.
Тем не менее в 1913 году США имели отрицательный внешнеторговый баланс, и внешний долг страны составлял $5 миллиардов. Сырьевой придаток ведущих государств Европы — вот что представляли собой Соединенные Штаты сто лет назад.
Но уже через год экономические и финансовые показатели стали стремительно меняться. В Европе грянула война. Миллионы людей оторвали от заводских станков и бросили в окопы. Зарабатывая на экспорте углеводородов, поставках воинской амуниции, боеприпасов и вооружений, США охотно предоставляли экспортерам, изнуренным войной, кредиты — все больше и больше. Общий долг стран Антанты с декабря 1916 по июнь 1919-го вырос до $24 262 млн. (чтобы перевести эту сумму на текущий курс доллара, цифру нужно умножить на 25).
За три года — с 1914 по 1917й, когда Америка вступила в войну, страна накопила избыточный стартовый политический капитал, который требовал своей конвертации. Так, тайны переписки немецких дипломатов открыли глаза американским гражданам на козни врагов, свирепствующих за тысячи миль от дома. Открыв глаза простым людям, Белый дом облегчил себе задачу по мобилизации мужского населения на войну в Европе.
В январе 1918 года, имея боеспособную армию, влиятельных союзников — в должниках (все это в Европе) и нетронутую войной инфраструктуру, работающую на полную мощь экономику (у себя дома), США делают первый шаг к послевоенному миропорядку. Президент Вильсон представил конгрессу США "14 пунктов", изложение целей, которые Америка поставила себе после победы в войне. Здесь впервые прозвучал призыв к созданию Лиги наций.
Всем уже было понятно, что старый мир разрушен до основанья, поэтому глобальная война не могла не привести к формированию новых, глобальных институтов.
ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ
В том, что произошло — Америка стала править миром, есть железная логика истории. Самые смелые и самые отчаянные люди — пусть и не всегда законопослушные — отправлялись из Европы в Америку. Страна эмигрантов, плавильный котел, рождение нации — это общие слова, газетные штампы и названия фильмов. Но главное — Соединенные Штаты стали местом приложения сил и развития идей, которым не нашлось места и не пришло время на европейском континенте.
Американских солдат Первой мировой, воевавших в Европе, трудно было назвать захватчиками — они были на земле своих предков. Они представляли интересы тех людей, которые бежали из Европы от преследований по политическим или религиозным мотивам, они были потомками людей, которые не могли прокормить свои семьи на родине и смогли сделать это на чужбине.
Если Вторая мировая война, при всей идентичности нацистского и советского государств, проходила под знаком идеологической борьбы — мир боролся с фашизмом, то Первая мировая была войной безыдейной. Борьба шла не за конкретные политические идеи, а за абстрактные общечеловеческие ценности — за мир во всем мире. Поэтому не случайно главная роль послевоенного лидерства досталась Америке, которая вмещала в себе слишком много разных религий и разных этносов, чтобы доминировал какойто один из видов.
После окончания Второй мировой войны — атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, переформатирования Лиги наций в Организацию Объединенных Наций со штабквартирой в НьюЙорке, военное и политическое превосходство США получило подтверждение. Мир разделился надвое — советский блок и противостоящий ему Запад. В последующие полвека мир изменился настолько, что инструментами в войне между государствами стали не только танки и ракеты, но и финансы, информационные технологии, стиль жизни, наконец.
Новости партнеров