Тратить или сберегать

Реальную инфляционную ситуацию отображает тот выбор, который мы делаем, когда решаем, имеет ли смысл копить деньги. Социологическое исследование MMI Ukraine, проводимое компанией TNS в Украине, позволяет проследить изменения потребительских настроений 16–65-летних жителей городов с населением от 50 тыс. человек. Из ответов респондентов на вопросы, хорошее ли сейчас время для того, чтобы делать крупные покупки для дома и чтобы делать сбережения, выводятся индексы оценок потребительской и инфляционной ситуации. В первой волне исследования за 2010 год эти индексы составили -0,23 и -0,33 (при минимальном возможном значении -1,00, максимальном — +1,00), во второй волне они улучшились до -0,13 и -0,24, но в третьей волне упали до -0,27 и -0,33.

Такая динамика неудивительна, поскольку индекс оценки изменения за последний год материального положения семьи колебался аналогичным образом: сначала рост с -0,32 до -0,18, а затем падение до -0,28. Отрицательное значение этого индекса уже само по себе означает ухудшение, а когда оно еще и падает — это означает «ухудшение с ускорением». Люди стали ощущать ускоряющееся ухудшение своего материального положения, и уже следствием этого явилось ухудшение потребительских настроений — как в плане крупных покупок для дома, так и в плане сбережений. Конечно, отдельного рассмотрения заслуживает «высший средний» слой. Все-таки у него больше свободных денег, насчет которых необходимо решать: тратить их или сберегать. В этом слое колебания индекса оценки изменения материального положения менее заметны: -0,02 в первой волне, +0,03 во второй и -0,04 в третьей. А главное, колебания эти — возле нулевой (нейтральной) отметки. То есть материальное положение этого слоя оставалось почти стабильным. Это находит подтверждение и в том, что индекс оценок, хорошее или плохое сейчас время для того, чтобы делать крупные покупки для дома, тоже менялся не сильно: +0,03 в первой волне, +0,02 во второй и -0,01 в третьей. Тем не менее индекс оценок, хорошее или плохое сейчас время для того, чтобы делать сбережения, колебался более резко: -0,14, -0,06 и вновь -0,14. И объяснение этих колебаний связано уже не с материальным положением, а с внешним фактором, конкретно — с инфляцией. Официальные данные начиная с апреля и по июль включительно говорили о том, что в стране наблюдается дефляция, то есть снижение потребительских цен на товары и услуги. В первые месяцы эта информация, возможно, произвела психологический эффект. Однако уже к осени рост цен по многим важным статьям семейного бюджета стал очевиден, отсюда и ухудшение инфляционных ожиданий. Причем теперь пробудить новые надежды на укрощение инфляции правительству будет гораздо труднее — ведь один раз ему уже поверили.

Читайте также