Два мира – два футбола
В марте 2015 года состоятся два футбольных конгресса. В Киеве 6 марта пройдет внеочередной отчетно-выборный конгресс Федерации футбола Украины (ФФУ), а в Вене 24 марта пройдет 39-й конгресс УЕФА.
Это будут очень разные конгрессы – не только в силу объективной разницы между Киевом и Веной, между Украиной и Европой. Если в Вене пройдет переизбрание Мишеля Платини на третий срок – причем на безальтернативной основе, то в Киеве состоится низложение Анатолия Конькова и избрание нового президента ФФУ. Как говорили советские пропагандисты, «два мира – два детства».
Ну, с Платини все понятно. Великий футболист 1980-х со временем переквалифицировался в успешного международного футбольного функционера. Проявив недюжинные качества дипломата и организатора, звездный француз сумел расположить к себе большинство европейских футбольных руководителей. Его реформаторские инициативы, разумная экономическая политика и следование актуальным идеологическим трендам снискали ему авторитет и популярность. Проявив мудрость и отказавшись в 2015 году баллотироваться на пост президента ФИФА, погрязшей в коррупции и скандалах, Платини оказался единственным кандидатом на пост главы УЕФА. Венский конгресс станет просто очередной его коронацией. И все останутся довольны.
В Украине все по-иному. У нас преждевременно завершат довольно нелепое правление Анатолия Конькова и заменят его, скорее всего, Андреем Павелко. Коньков оказался на посту главы ФФУ волею обстоятельств, объективно не отвечая требованиям. И когда обстоятельства изменились, его пребывание на этом посту стало неуместным.
Успешно руководить спортивной структурой в Украине может либо человек со своими деньгами, либо очень талантливый спортивный функционер – желательно с громким спортивным именем, который опять-таки сумеет привлечь деньги. Самые яркие примеры – Григорий Суркис и Сергей Бубка.
Любители футбола прекрасно помнят, как оппоненты Григория Суркиса с просто неприличным нетерпением подстегивали момент его ухода. Кампания под лозунгом «Г.Суркиса – в отставку!» покрыла всю страну. В 2012 году, после проведения Евро-2012 Суркиса выжили из ФФУ. Впрочем, он с достоинством сосредоточился на работе в УЕФА и мало что потерял, сохранив массу нервов.
Суркиса выдавливали с такой страстью, что не озаботились вопросом о его преемнике. После того, как наиболее вероятный кандидат – Равиль Сафиуллин предпочел работать в качестве министра спорта, практически ниоткуда возникла кандидатура Анатолия Конькова. Это был вариант неожиданный, но логичный: выдающийся футболист 1970-х годов, выходец из Донбасса, чья карьера прошла в «Шахтере» и «Динамо», представлялся компромиссной фигурой, которая могла бы устроить всех.
Однако вскоре выяснилось, что профессиональные качества Конькова, точнее – их отсутствие, не позволяют ему продуктивно руководить украинским футболом. Он быстро наделал ряд глупостей, которые выглядели особенно рельефно на фоне неизбежного сравнения его деятельности с работой «папередника» – Григория Суркиса, который при всей неоднозначности своей персоны, за годы работы в ФФУ реально вырос в большого футбольного организатора международного масштаба.
К тому же Конькову досталась эпоха объективных трудностей, связанных с политической и экономической ситуацией в стране. Но там, где Суркису, возможно, удалось бы найти приемлемые решения, Конькову не хватило ни ума, ни возможностей. В итоге украинский футбол ветшает и рушится на глазах. А поддержки сверху (донецкого верху) уже давно нет. Поэтому Коньков оказался обречен.
Правда, попытка свергнуть его как можно скорее, в декабре текущего года, не удалась – не позволил регламент ФФУ. Но в том, что 6 марта его правление завершится до срока, нет никаких сомнений. Как и в том, что новым президентом ФФУ, если не случится ничего экстраординарного, станет Андрей Павелко – особа, приближенная к действующему президенту Украины Петру Порошенко, нынешний председатель бюджетного комитета Верховной Рады, многолетний глава Днепропетровской областной федерации футбола.
Пойдет ли эта кадровая смена на пользу украинскому футболу, покажет время, причем довольно скоро. Но то, что Анатолий Коньков был случайной фигурой на посту главы ФФУ, уже стало несомненным историческим фактом.