Антироссийские санкции можно сделать намного эффективнее

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назначил спецпредставителя по вопросам политики санкций, в частности, в отношении России как государства-агрессора. Представитель Украинского института будущего Евгений Мироненко оценил для издания «Комментарии» этот шаг и подход украинской власти к антироссийским санкциям

"Назначение министром иностранных дел Украины Посла по особым поручениям по вопросам санкционной политики (Алексей Макеев), который будет заниматься координацией деятельности министерства, а также взаимодействием с ключевыми международными партнерами Украины в сфере санкционной политики, является правильным и логичным шагом.

Однако риторика и определение ключевого подхода в данном направлении только на позиции координации усилий Украины с ключевыми странами и международными институтами для "усиления давления" на РФ является не совсем эффективным подходом.

Отмечу, что экспертами Украинского института будущего еще в начале апреля 2020 года был представлен большой доклад: "Санкции против РФ: между эффективностью и иллюзиями?", в котором четко сформированы сценарии эффективного использования санкционной ситуации в пользу нашего государства, а также развеиваются мифы об исключительном влияние санкций на экономику РФ.

Новоназначенному Спецпредставнику по вопросам санкционной политики надо понимать, что за время санкций РФ научилась минимизировать их влияние, а также обходить их, в том числе и через своих международных партнеров.

Например, Китай не только не принимает участия в санкционном давлении на Россию, а наоборот, стал одним из источников замещения товаров и технологий, доступ к которым российские компании потеряли доступ из-за санкций. А Республика Беларусь поставляет не только пищевые продукты в РФ, но и выполняет роль посредника между европейскими, украинскими и российскими предприятиями по ряду товарных позиций, включая оборудование для нефтегазового сектора РФ.

Также следует понимать, что параллельно внутри самой России идет подготовка к выходу из-под санкций. Учитывая экономические преобразования в ряде государств, правительство РФ намерено создать, если не лучшие, то одни из лучших условия для инвесторов (прежде всего американских, европейских, японских и китайских), совершенствуя свой бизнес-климат. В частности, в рейтинге Doing Business 2014 (оценивались условия в июне 2012 - июне 2013 года) Россия заняла 92 позицию, Украина – 112. В рейтинге Doing Business 2019 РФ уже на 31 месте, а Украина – на 71. То есть, за 5 лет Россия поднялась на 61 позицию, а наша страна, декларируя ускоренное проведение реформ, – на 41.

Таким образом, политика Украины относительно санкций должна предусматривать не просто общие формулировки вроде" санкции ради усиления давления на РФ", а иметь целостный и прагматичный подход. В частности, в упомянутом выше докладе, эксперты нашего аналитического центра определяют конкретные шаги Украины для эффективного использования санкционного периода, введенного в отношении РФ.

Одними из таких направлений являются:

- лоббирование сохранения или усиления санкций по секторам потенциального роста РФ, которые совпадают с секторами потенциального роста Украины;

- кроме санкционных пакетов, Украина должна предлагать условия для привлечения инвестиций в создание компаний, способных заместить соответствующие российские мощности;

- вместо просьбы "защитить, воздействуя на Россию", Украина должна предлагать "заработать на ограничениях России, оставляя себе политический инструмент влияния".

Такой подход поможет западным элитам, которые считают санкции против РФ финансовым бременем, понять функционал и ценность Украины, а также логику сохранения санкций против России, а не их быстрой отмены, как это пытается подать Кремль".

Читайте также