Этим летом Украина должна быть готова собраться, как в 2014 году
Социолог, эксперт по коммуникациям Дмитрий Громаков высказал изданию «Комментарии» мнение, что лето-2020 для Украины будет сложным и потребует консолидации всех усилий
"Посткарантинный мир нарушает сложившиеся за десятилетия традиции.
Социальный потенциал, который размазывался раньше по миру тонким слоем, сегодня оказался сконцентрирован в рамках национальных границ.
И если для экономически развитых стран и союзов это не является критичной проблемой (эксперименты в ЕС с "базовым доходом" дали понимание социальной динамики роста протестных настроений в современных экономических условиях), то для Украины всё становится критичным – на фоне обострения конфликта на Донбассе, экономического спада и политического кризиса, провоцируемого РФ для перехвата инициативы и формирования более лояльного политического режима в Киеве.
1. Смена переговорной парадигмы и жесткие позиции Киева по реализации Минских протоколов, настаивающих на "духе" Минска, а не "букве", как того хочет Кремль, ломают все ставки последнего на быстрое завершение конфликта и ослабление санкционного режима в разгар экономического кризиса.
В результате оккупационные администрации повысили уровень боеготовности и вывели тяжелое вооружение. Синхронно – меры Киева по укреплению линии соприкосновения, а также инициатива украинской стороны начать консультации в формате стран-подписантов Будапештского меморандума (БМ). Это ставит крест на остатках надежд Кремля выйти из конфликта в статусе "посредника". Начало консультаций в формате БМ (Украина, Россия, США, Великобритания) станет фактическим первым признанием РФ страной-агрессором на международном уровне. Это даст возможность усилить политическое давление на РФ на всех международных площадках.
Таким образом, мы ожидаем эскалации конфликта на Донбассе и официального международного признания российской агрессии и оккупации украинских территорий, следствием чего станет и переформатирование Минского процесса.
2. Экономический кризис может спровоцировать рост социальной напряженности в Украине.
Однако это вряд ли выльется в массовые беспорядки, как в США.
Природная склонность к самоорганизации украинцев, вероятнее всего, приведет к появлению большого количества организованных групп, конфликты между которыми будут формировать картинку хаоса в стране. Наиболее ярким примером можно назвать недавние события в Броварах. Наиболее остро это может проявиться летом, когда начнется "битва за урожай".
В этой ситуации, на фоне обострения конфликта на Донбассе единственная надежда, что силы нацгвардии и полиции смогут защитить собственников урожая от разграбления. Неспособность властей обеспечить "справедливость" поставит под удар режим Зеленского и ввергнет страну во внутренний конфликт. Что создаст России возможность фактически выйти из негативного сценария, загнав наш социальный протест в рамку "националистического переворота" в Украине.
3. Рост социальной напряженности на фоне посткарантинного экономического кризиса может спровоцировать и политический кризис.
Все политические силы захотят воспользоваться плодами социальной нестабильности и усилят давление на Банковую. В этих условиях, вероятнее всего, под вопрос поставят правительство – и начнется его переформатирование под желания различных политических сил, что лишь усугубит кризис очередным переделом бюджетных потоков и пересмотром заключенных контрактов. Как это было с закупкой защитных костюмов для МОЗ.
Таким образом, лето для Украины будет достаточно сложным и потребует консолидации усилий – как на внутреннем, так и на внешнем контуре.
И страна должна быть готова снова собраться, как в 2014-м".